Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Молитва − это прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Но надо не только в словах поставлять молитву, а более в душевном расположении молитвенном.
Молитва
И молиться надобно всегда, при всяком случае. Сидишь ли за столом − молись, вкушая хлеб − воздай благодарение давшему Господу, подкрепляя немощь тела вином − помни Подавшего тебе этот дар на веселие сердцу и в обличение недугов. Миновала ли потребность в снедях − пусть не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон − благодари Давшего, облекаешься в одежду усугуби любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, охраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день − благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих. Богу, Который все премудро сотворил (Пс. 103, 24). Когда увидишь, что вся животная природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна и против воли нашей разрешает нас от непрерывности трудов и через малое успокоение опять приводит в рост силы. Поэтому ночь не вся да будет у тебя уделом сна, не попускай, чтобы от сонного бесчувствия сделалась бесполезной половина жизни, напротив, ночное время пусть разделится у тебя на сон и на молитву. Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывной и непрестанной молитвой.
Как достигнуть нерассеянности в молитве?
Несомненно, убедившись, что Бог пред очами. Если тот, кто видит начальника или настоятеля и беседует с ним, не отвращает от него взора, то тем более молящийся Богу будет иметь ум, не уклоняющийся от Испытующего сердца и утробы, исполняя написанное: Воздевая чистые руки без гнева и сомнения (I Тим. 2, 8).
Два вида молитвы
Молитва имеет два вида: первый − славословие с смиренномудрием, а второй, низихий, − прошение. Потому, молясь, не вдруг приступай к прошению; в противном случае сам о своем произволении даешь всем знать, что молишься Богу, вынужденный потребностью.
Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро.
Как надобно молиться?
Не может чисто молиться тот, кто одержим корыстолюбивой и честолюбивой страстью. Ибо пристрастие к этим вещам и суетные помыслы опутывают такого, как вервиями, и во время молитвы совлекают его долу, как бывает с привязанной птицей, когда она покушается подняться на воздух.
Не может сдружиться с молитвой тот, кто не отрекся от всего вещественного, кроме пищи и одежды (см. 1 Тим. 6, 8). Стань вне всего другого, если желаешь быть в молитве с единым умом. Если в лоно души не внидут словеса молитвы, то слезы не омоют ланит души. Что пища без соли для гортани, то молитва, без сокрушения проходимая, для ума.
Подвизающемуся надо тело свое ограничить одним видом пищи, а ум − односложной молитвой. И тогда, не удерживаемый страстями, он будет в состоянии восторгаться к Господу во время молитвы.
Бог всех видит, Бога же видят одни те, которые во время молитвы ничего другого, кроме Бога, не видят. И которые видят таким образом Бога, те и услышаны бывают Им, которые же не бывают услышаны, те и не видят Его. Блажен тот, кто верует, что видим Богом, ибо таковой не подвигнется с пути благоугождения Ему (см. Пс. 15, 8).
Илья Екдик