Как не осуждать ближних

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Как не осуждать ближних, когда видишь их недостатки?

Этот вопрос раскрыт, проработан, прокомментирован многими отцами Церкви. Внимание к недостаткам ближнего всегда является показателем невнимательности к себе. То есть, надо эту ситуацию отзеркалить. Насколько невнимателен ты к себе, к своим грехам, страстям, настолько тебе интересна жизнь другого человека. Чем больше человек смотрит в себя, в свое сердце, в свою душу, в свою совесть, в свои дела, слова, тем его меньше интересует жизнь другого человека.

Внимай себе

Неплохое объяснение приводит один старец, когда говорит, что все мы находимся в больнице. И когда человек попадает в больницу, разве ему интересны результаты анализов соседей? Или как прошла операция в соседней палате? Мы переживаем и волнуемся о своем состоянии. Человек должен даже из внешних примеров делать выводы, которые касаются одного: «Внимай себе». Занимайся своей жизнью, своей душой, не смотри по сторонам.

Современный человек, к сожалению, подвергается очень массированной информационной бомбардировке. Нам с помощью интернета, телевидения, газет все время говорят о жизни других людей. Нас затягивают в массовое осуждение или обсуждение другой жизни. В чем главная привлекательная изюминка ток-шоу? Покопаться в чужом грязном белье. Кто сколько развелся, у кого где дети, кто потерял деньги, кому откусила акула ногу. Чего только нет. И чем скандальнее сюжет, тем больше просмотров. Это говорит о том, что человеческие страсти разогреваются вот этими сюжетами и миллионы людей подсаживаются на эти ток-шоу.

А христианство выводит человека в другую область, в другую жизнь. И Христос говорит, и отцы Церкви говорят, что нет никакой пользы приобрести весь мир, а душе своей повредить. Почему мы видим святых в молчании, в уединении в кельях, в монастырях? Уклонение от мира – это такая первая монашеская ступень, о которой говорит большинство отцов Церкви. Мир, как совокупность страстей, как главный обманщик, как главный предатель.

Как не осуждать ближних?

Нужно учиться собирать внутрь себя весь свой интерес. Мы такие любители сплетен. Даже церковная жизнь для нас становится объектом всяких разговоров, новостей. Вместо того чтобы обсуждать что-то серьезное, человек снова сползает в область сплетен. Не осуждать ближних может только тот, кто живет подлинной жизнью, живет жизнью своего сердца и ума, понимает, что отвечать придется за себя. «Спаси себя, и довольно с тебя».

Молитва в храме

Поэтому меньше интересов, меньше любопытства, меньше всяких вопросов и разговоров. Вообще нужно и самому никогда не провоцировать эти разговоры, и если вас в них вовлекают, уходить сразу. Ставить такой барьер, что вам это не интересно. Потому что вас втянут, вас будут спрашивать, вы будете осуждать, потом вам придется в этом исповедоваться. Это очень грязное дело, душа чувствует, что это плохо. Поэтому делать это не надо.

Меньше интереса к ближним, к дальним, вообще ко всем, к их жизни, и занимайтесь собой. Когда человек по-настоящему захочет быть христианином, когда он захочет быть со Христом – это то, ради чего стоит жить. Столько здесь появится вопросов и столько человек увидит несделанного, что скажет: «Нет-нет-нет, мне вообще больше ничего не интересно. Время так быстро идет, а мне еще так много надо сделать. Мне сейчас не до разговоров, не до осуждений. Я буду заниматься собой, буду себя исправлять, буду себя перевоспитывать для того, чтобы жизнь я прожил не постыдно. Чтобы дать христианский ответ на Страшном Суде Господа моего Иисуса Христа». Давайте к этому будем стремиться.

Скажем еще несколько слов о такой проблеме, когда живущий в миру христианин может неправильно понять наставления отцов – «внимать себе». Монах отвечает за свою жизнь, и он живет с Богом и неподотчетен мнению окружающих. Что касается людей, живущих в семье, у которых есть обязанности, везде требуется рассудительность. Отец Иоанн Крестьянкин говорил, что в монахи идут люди слабые, а в миру остаются самые сильные. Потому что те соблазны, которые христианин должен победить, живя в миру, действительно требуют огромной духовной силы.

Для того чтобы правильно сориентироваться, нужно вспомнить хороший совет святителя Феофана Затворника. Вот это внутри себя пребывание по-другому называется хождением перед Богом. И тогда мы, находясь даже в семье и занимаясь бытовыми вопросами, будем это совершать, как служение ради Христа. И тогда у тебя будет внутреннее понимание, что ты с Богом не расстаешься.

Человек, который причастился Святых Христовых Таин, и который едет домой в большую семью, он Христа может сберечь в своем сердце, даже занимаясь всеми делами. Здесь самое главное, чтобы ты делал, но поменьше болтал. Или разговаривал на такие темы, которые не будут нарушать твой внутренний мир. А вот когда ты начинаешь сползать в сферу сплетен, слухов, осуждений, то сердце, конечно, сразу опустошается.

Поэтому желаем каждому человеку, живущему в миру, чтобы Бог был в нашем сердце, чтобы мы не теряли Его присутствие в нашей душе, и в то же время не избегали трудов, которые нужны в семье. Давайте к такой жизни стремиться и будем просить Бога, чтобы Он нам помог этой правильной жизнью жить.

Как не осуждать ближних?

Как прекратить осуждать ближнего?

На главную страницу сайта - Семья и Вера