Как прекратить осуждать ближнегоМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Важнейшее духовное делание: перестать осуждать ближнего. Ибо если мы не научимся преодолевать этот страшный грех, то все наши с вами подвиги Господь вменит ни во что.

Первый способ: помолиться за него

Когда мы соприкасаемся с другим человеком, в нас неизбежно рождается отношение к нему – симпатия или антипатия. Антипатия сопровождается либо завистью, либо гневом, либо осуждением человека, либо раздражением. Лекарство для преодоления этого вида смущения сердца – исполнение заповеди Божией о любви к врагам, ибо Господь сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 43-45).

Мужчина в храме

Значит, когда у нас возникает обида, зависть, раздражение или гнев на человека, мы должны исполнить заповедь Божию и помолиться за него. Тогда тотчас вступает в силу естественный духовный закон: благодать Божия касается нас, если мы исполняем заповедь. И эта благодать помогает нам преодолеть наши злые помыслы, и сердце наше возвращается в прежнее мирное устроение.

Второй способ: оправдать его

Другой способ мы находим в евангельском рассказе о встрече Нафанаила со Христом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Христос, Филипп и Нафанаил

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1, 45-49).

Давайте смотреть правде в глаза: Нафанаил оскорбил Господа. Он еще не видел Его, не слышал Его учения, а уже осудил Его. Как поступим мы с вами, узнав, что нас за глаза оскорбили или осудили? Скорее всего, обидимся, опечалимся или разгневаемся. Но Господь говорит: вот израильтянин, который не льстит и не лукавит.

Господь показывает нам здесь еще один способ преодоления осуждения ближнего – оправдание его. Он оправдывает фактически оскорбляющего Его Нафанаила. Он находит в человеке добрую черту, которая характерна для него, как истинного израильтянина, и судит о нем по-доброму: он сказал так обо Мне, потому что он не хотел льстить и лукавить.

О встрече Нафанаила со Христом

Мы с вами должны следовать этому примеру, когда у нас в сердце возникает осуждение, обида или гнев. Если о первом приеме – помолиться за обижающего и гонящего христиане еще помнят, то о втором чаще всего и не помышляют. А вот старец Паисий Святогорец утверждает, что не умеющий оправдывать грехи другого, сам не будет оправдан Господом. Он меня обругал, потому что пришел уставший с ночного дежурства, был очень утомлен и сорвался. Меня обидели, потому что не поняли – я неясно выражался. Мне отдавили ногу в трамвае, потому что я неудачно встал и человек не заметил мои ноги.

Третий способ: укорить себя

Оправдание ближнего может принести двойную духовную пользу, если мы сумеем обернуть его обвинением себя. Это крайне важно для нас с точки зрения аскетического делания, о котором говорит святитель Игнатий Брянчанинов: только уничижающий себя не будет унижен от Господа. Господу незачем смирять человека, когда тот сам смиряет себя. И человек уже не просто говорит: он наступил мне на ногу, потому что не видел, – но он идет дальше и продолжает: …и потому, что я, не подумав, встал там, где не надо. Меня обругали потому, что были уставшими и раздраженными… а кроме того, я полез с разговорами, хотя чувствовал, что человек измотан. Он вызвал у меня зависть, хотя и не помышлял об этом… а кроме того, в моем сердце не было доброго устроения, и я не прославил Бога за то, что Он смилостивился над этим человеком и щедро одарил его труды.

Грустная женщина

Святые отцы говорят нам, что раздражительная сила души должна быть не убита, а перенаправлена; она дарована человеку Богом именно для того, чтобы раздражаться, – но не на других, а на себя; она предназначена для самоуничижения и самоукорения. Самоукорение же приводит к тому, что человек начинает видеть себя хуже всех и становится духовно аккуратным, не осуждает людей направо и налево. Вот к такому-то человеку и начинает привлекаться благодать Божия.

Эти три духовных приема восстановления сердечного мира. Первый – молитва за обижающих, гонящих, злословящих и досаждающих, что является заповедью Божией для каждого христианина. Второй – оправдание ближнего в его грехах. Третий – укорение себя за то, что сам послужил причиной греха этого человека. Потрудитесь в этом внутреннем делании, и да поможет вам Господь.

Как прекратить осуждать ближнего?

Рассказ о том, как нельзя осуждать ближних!

На главную страницу сайта - Семья и Вера