Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Апостол говорит: “любы вон изгоняет страх”. Страх Божий есть начало и конец. Но страх, который в начале пути отличается от страха, который в конце. Статья о том, как изменяется страх Божий в человеке, который ведёт духовную жизнь и стремится к святости.
Виды страха Божьего
Святой Василий Великий говорит трояким образом о страхе Божьем. Первый вид страха Божьего, когда мы благоугождаем Ему, боясь муки. Второй вид, когда ищем награды, исполняя повеления Божии, ради собственной пользы. Третий вид, когда делаем добро ради самого добра. И вот именно этот страх Божий делает нас сынами Божьими.
В раннем детском возрасте человек выполняет просьбу родителей чаще всего из страха быть наказанным родителями. Но когда приходит в совершенный возраст и разум, исполняет волю отца своего потому, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Человеку совершенному не нужно ни наказания, ни награды, а достаточно просто любви, чтобы делать добро.
Отношения человека и Бога также проходят несколько этапов совершенствования. На новоначальном уровне человек уподобляется рабу, потом наемнику, и лишь в состоянии совершенного страха, свойственного святым, человек становится сыном Божьим. Только совершенная любовь порождает совершенный страх. “Уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом” (Гал. 4,7) − такой уже не боится Бога, но любит Его. О таком совершенном страхе можно говорить, рассказывая о Аврааме. Он оставил всё и переселился в чужую землю, где не было и следа богопочитания, а только идолопоклонство. Более того Господь навёл на Авраама страшное искушение − жертвоприношение сына. И когда Авраам во всём исполнил волю Божию, боясь сделать что либо против Бога, им любимого, то Бог сказал: “ныне познах, яко боишися ты Бога”.
Любы вон изгоняет страх
Любовь заставляет человека действовать не по страху, а просто потому, что любишь. Но невозможно достигнуть совершенного страха, не пережив страх первоначальный.
Первоначальный страх свойственен душевному состоянию человека и является хранителем от всякого зла, как защитное покрытие сохраняет что-либо. Ведь не зря сказано, что “страхом Господним уклоняется от всякого зла” (Притч. 15, 27). Если человек, из страха Божьего, всегда будет стараться уклоняться от зла и пребывать в благом, то соразмерно сему будет соединяться с Богом и научиться получать вкус благого и начинать чувствовать добро. Хоть раз находившийся под благодатью Божьей, уже не захочет терять этого состояния, а потеряв вновь будет стремиться приобрести его. В таком сыновнем состоянии человек любит добро ради самого добра и боится, потому что любит. В этом и заключается великий и совершенный страх.
Удержи язык твой от зла
Псалмопевец Давид учит отличать один страх от другого: “Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас”. Всех тех, кто обращается от греха к добродетели, пророк называет чадами и призывает к доброделанию. И призвав к доброделанию, говорит: “страху Господню научу вас”. Что предлагает святой пророк как способ познания страха Божьего? “Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти”.
Удерживать язык от зла означает не злословить, не раздражать ближнего. Не глаголати льсти означает не обличать ближнего ни в чем и не соблазнять его.
Уклонися от зла и сотвори благо
А потом пророк добавляет: “уклонися от зла и сотвори благо”. Когда человек научился страхом Божиим уклоняться от зла, тогда нужно начинать делать благое. Бывает так среди людей, что и зла не делают, но и добра не оказывают; не обижают, но и не милосердствуют.
Человек движется по духовной лестнице постепенно, поступательно. Страхом Божиим научается уклоняться от зла, удаляться от него, и тогда естественно научается совершать благое, доброе.
Взыщи мира и пожени и
Пророк предлагает нам не только приобрести, достигнуть мира, но и усиленно к нему стремиться. Уклонение от зла и дела добра, совершаемые человеком, не остаются без внимания искусителя, врага рода человеческого. Он сразу же с особой силой начинает восставать на человека. Только через усердный труд, подвиги, сокрушение и страх опять возвратиться на злое, а также желая получить награду за благое, подобно наемнику, может устоять перед дьявольскими искушениями. Но Господь не оставляет без помощи желающего спастись. Когда человек получит помощь от Бога и приобретет некоторый навык в добре, тогда видит он покой и вкушает мир. Вкусив радость и веселие мира, человек будет уже усиленно к нему стремиться, чтобы водворить его в себе.
Блаженна душа, достигшая мира. Сия мера духовного возраста соответствует состоянию сынов Божиих, находящихся в совершенном страхе святых.