Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
– Почему евреи просили поставить им царя вместо судей, как у соседних народов?
По большому счету здесь есть два ответа – короткий и пространный. Короткий отсылает нас к первой книге Царств. Это определенного рода конфликт между последним из судей израильских, пророком Самуилом, и народом израильским. А правильнее даже сказать, не между Самуилом, а между детьми Самуила и народом.
Почему евреи просили поставить им царя вместо судей?
На том этапе, когда этот ярчайший пророк и один из самых судей израильских состарился, к нему пришла народная депутация со следующими словами: «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу».
Здесь мы видим, что на огромном контрасте между праведным, благочестивым и абсолютно преданным Богу Самуилом, человеком, который кроме своих религиозных качеств обладает и исключительными административными, дети его не пошли в отца. В виду этого Израиль не хотел видеть над собой такого рода правителей. Отсюда и требование царя.
Но шире мы можем сказать, что вот эта логика наличия или отсутствия царской власти хорошо описывается рядом фрагментов из книги Судей и иногда даже из более ранних текстов. Одним из условий, в которые поставляет Бог Израиль на тех территориях, которые Он дает ему, является условие неопределенности. Мы не можем с вами не заметить, что Израиль – одна из немногих стран ближневосточного региона, которая не обладает ни нефтяными запасами, ни сколь-либо существенными запасами хоть чего-нибудь. Нужно заметить, что и для того момента времени, когда нефть не играла никакой роли, Израиль находился в подобной же ситуации.
Бог, устанавливая для него эту землю, оговорил, почему Он делает именно так. Он вывел его из долины великой реки, из нильской долины. Сосед его, Вавилон, тоже развивался в долинах великих рек, между Тигром и Евфратом. И та, и другая политические системы были абсолютными деспотиями по той простой причине, что все условия этому способствовали: огромный прирост зерна, увеличение числа людей, постоянство в аграрном цикле. Каждый год происходит разлив Нила, каждый год они снимают огромный урожай. Все у них в руках и под контролем. Они могут планировать, загадывать, решать, строить.
Бог поставляет Израиль на те территории, где нет великих рек. И указывает, что условием его благополучного пребывания на этой земле является соблюдение Завета, договора с Богом. Об этом нам говорит Книга Второзаконие. «Если ты будешь ходить путями Моими…» и дальше идет перечисление огромного числа благословений, среди которых одно из основных – «Я пошлю тебе дождь ранний и поздний». То есть историческая и экономическая судьба Израиля целиком находится в руках Божьих. В политическом ключе все точно так же. Судьи не являются в прямом смысле какими-то однозначными управляющими Израилем. Они призваны, как кризисные менеджеры, которые в какой-то крайне сложный момент израильской истории призываются Богом для того, чтобы помочь раскаявшемуся в своих грехах народу. Как правило, после завершения земной истории каждого из этих судей, Израиль возвращается куда-то обратно, и встает вопрос о появлении такого нового судьи.
Вот вся эта нестабильность угнетает людей. Хочется иметь абсолютное постоянство. Была бы возможность, можно было бы растащить реку Иордан на ирригационные сооружения, так бы и сделали. Не хотели бы зависеть от дождей, которые посылает Бог. Но если так нельзя сделать с Иорданом, так можно сделать хотя бы с политической системой, и соответственно поставить четкую, понятную, однозначную династию, которая из века в век будет править Израилем, а не Бог.
Нам кажется, что библейский текст и религия из него проистекающая очень благоволят монархическим формам власти. Но прямо в этой же главе книги Царств мы видим такого рода отповедь, даваемую пророком Самуилом от самой идеи царя, что не можем не удивиться. «И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши».
Так и случилось. В конечном итоге еще раз подытожим. У этой истории есть конкретное измерение – нежелание видеть детей Самуила среди управляющих Израилем. Но по большому счету за этим стоит большая история – желание взять в свои руки контроль над своей и над общественной жизнью, не оставаться в подвешенном состоянии постоянного Завета с Богом, желание жить, как хочется, и при этом находиться в благополучии, как соседние народы. Но у общины Божией, которая находится в Завете с Богом, так никогда не получалось. Собственно, примером тому будет вся дальнейшая история. Если Саул и Давид еще не войдут в ту пору, о которой говорит Самуил, то сын Давида, Соломон, буквально в каждой строке совпадает с тем негативным описанием, которое дает здесь Господь через уста Своего последнего судьи.