Что значит «отвергнуться себя»

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Что значит «отвергнуться себя» и зачем это нужно?

Что значит «отвергнуться себя»

«Отвергнуться себя» – это значит, послужить себе самым лучшим способом, какой дал Бог Своему творению, свободно-разумному человеку. Дело в том, что воспользовавшись свободой, Богом дарованной, человеку удалось, совершив грехопадение, объектом подлинной любви, жертвенного служения вместо Бога сделать самого себя. Самолюбие составляет корень нашей греховности – самость. Именно поэтому победой для человека, возвращением его достоинства, приобщение его к вечной божественной жизни является победа над самолюбием.

«Отвергнуться себя» – это значит, в своей душе Бога поставить на приличное для Него первое место. Это значит, образ и подобие Божие, всякого человека, находящегося возле нас, относящегося к нашим ближним, видеть и признавать, как творение Божие, как своего брата или сестру, и действовать с ними в соответствии с законом жертвенной любви, которую нам представляет в Самом Себе Господь Иисус Христос.

«Отвергнуться себя» – это значит, не рабствовать тем страстям, которые паразитируют в твоей душе, основываясь на этом самом самолюбии, отчуждающем нас от Бога. Человек не замечает, как служа себе, он губит себя, исполняя свои прихоти и действуя под влиянием тех страстей, которые мы совокупно именуем славолюбием, сребролюбием, сластолюбием. Человек для самого себя делает эту темницу все более тягостной, все в большей и большей степени попадая в зависимость от этих самых гнетущих его своих собственных страстей, паразитирующих, базирующихся, коренящихся именно на его любви к самому себе.

Тот, кто центром вселенной ощущает самого себя и заботу о себе возводит в главное дело своей жизни, тот не в состоянии не только любить ближнего, но даже признавать бытие Божие. Потому что само признание Его бытия непременно требует некоего смирения, поставления себя любимого в зависимость от Него. И во внутренней жизни, и во внешней, человек, признающий Божественное бытие, попадает в число Его верноподданных. Он, зная и помня о Боге, исполняется благоговейного страха, почтительности к Нему и разворачивает свою внутреннюю жизнь и дела своей внешней жизни в угождение Тому, Кто бесконечно могущественнее нас, к Тому, кто и призвал нас из небытия в бытие, к Тому, Кто поддерживает наше земное существование, к Тому, Кто непременно будет и судить нас для определения нашей вечной участи.

Мужчина на фоне храма

Стоит пустить эти вполне здравые, объективные понятия в сердце свое, и вот уже нет прежней холодности в человеке. Появляется раскаяние, как осознание себя, как постоянного нарушителя нравственного Божьего закона, который распределен для всех сынов человеческих.

Так что самоотречение – это, прежде всего, покаяние. Это, прежде всего, умение замечать движение собственных страстей, и пред всемогущим и вездесущим Богом испрашивать прощения, свидетельствуя о своей решимости исправлять те греховные расположения, которые мы за собой замечаем.

Это нужно для нашего торжества жизни. Это нужно для нашего единства с создавшим нас Господом. Это нужно для того, чтобы наш союз с Ним был непресекаем и самой смертью, ибо смерть для верного Богу есть только сон, есть отслоение его души и тела не навсегда, но только для того, чтобы потом в момент окончания мировой истории при втором пришествии Христовом и на Его Страшном Суде были воссоединены душа и тело верного Христу человека, и его временная жизнь увенчалась бы блаженной и вечной.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Надо ли любить себя? 

На главную страницу сайта - Семья и Вера