Одиночество, без которого не спастись

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

«И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». В Евангелии встречаются удивительные рассказы о том, что Христос уходил, чтобы побыть наедине. Иногда Он брал с собой учеников, чтобы помолиться только с ближайшими из них.

Молитва Иисуса Христа

Зачем Христос уходит молиться? Церковь исповедует и мы веруем во Христа, как совершенного Бога и совершенного Человека. Совершенный Человек, подобный нам, кроме греха, Христос имеет радость в молитве, в разговоре с Отцом. Молитва Иисуса Христа – это удивительная тайна внутри Троического Богообщения. Величественнее, прекраснее и глубже всего она раскрыта в главах апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где рассказывается о первосвященнической молитве на Тайной Вечере.

Но Евангелие свидетельствует, что молитва Отцу, обращение к Нему практиковалось Христом постоянно. Причем, поскольку днем Он был все время на людях, то молиться в одиночестве Он мог только ночью. И вот эта одинокая ночная молитва является образцом и для нас, потому что Христос – Подвигоположник. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе», – говорит апостол Павел. Уж тем более это нужно нам. И вот о том, почему это нужно человеку, хотелось бы сегодня поговорить.

Одиночество, без которого не спастись

Каждый из нас знает, что когда мы встаем на молитву, то ураган помыслов уносит наше сознание, наше внимание, меняются образы, бегут мысли, звучат какие-то обрывки песен, разговоры, мы постоянно отвлекаемся на какие-то события из нашей жизни, которые уже произошли или должны произойти. Мы, иногда начиная молитву собранно, часто к концу этой молитвы ловим себя на том, что мы думаем совершенно о другом. И это происходит, потому что человек погружен в суету, потому что человеку для того, чтобы собраться, нужно провести некую грань между всем этим шумом, гамом, суетой, и собранным, внимательным погружением с Отцом Небесным.

Что об этом говорит Господь? Он говорит: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Все святые отцы говорят, что это не только образ уединения телесного в отдельное помещение, а это, прежде всего, образ того, что надо закрыть двери и окна глаз и ушей, чтобы постепенно шум, суета, вихрь осел, остыл, остановился.

Это трудно. Особенно это трудно современному человеку, который имеет дело с колоссальным количеством ярких видеообразов, фотографий, которых не было рядом с древними христианами, и даже еще 100 лет назад, и они так не отвлекали наших благочестивых предков. Справиться с этим очень трудно, но вот этот перекопанный ров, как в лесу для предотвращения распространения пожара, он должен быть, и он состоит из тишины. Это даже имеет практическое выражение в каждении в тишине перед началом всенощного бдения. Очень древний обычай – сначала мы помолчим. «Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства».

Начать искать Бога внутри себя

Все это остановить и начать искать Бога внутри себя. Об этом очень много говорят святые отцы. Авва Нестерой говорит о том, что благочестивый человек ищет личную встречу с Богом внутри себя и находит, потому что Бог свойственен нам, потому что мы имеем в себе самую близкую во всем творении дорогу к встрече с Богом. Ни одна икона, ни один храм, ни одно святое место не близко так к Богу, как душа, сердце и ум человека. Потому что образ Божий напечатлен только в человеке. И поэтому человек ищет Бога в тишине внутри себя. И в молитве, в разговоре с Богом, через веру, через некоторое внутреннее напряжение мы Господа находим. Чем меньше шума и суеты, тем быстрее мы Его находим. Ночью, когда все спят, когда не надо делать никакие дела, не надо никуда торопиться, найти Бога легче. В ночную молитву значительно легче погрузиться.

Мужчина молится

Оказывается, вот этот путь нахождения Господа в себе известен не только нам, последователям Христа. Он был известен и древним библейским пророкам. В Книге пророка Исайи есть такие удивительные слова об этом: «Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде».

Как нам практиковать это, если мы все время в суете, на бегу, в заботах? Прежде всего, надо понимать, что перед любой молитвой надо остановиться и побыть в тишине. Перед любым молитвенным правилом практика благочестивых людей – встать, перекреститься и сказать: «Боже, очисти меня грешного». И из этой тишины должно родиться покаянное чувство. Покаяние и есть встреча с Господом. Но эта тишина должна быть обязательно. Пусть это будет меньше минуты, но это должно быть. Если этого нет, то мы похожи на человека, которого вызвали к директору, а он вбежал в кабинет, начал одергивать свою одежду, причесываться. Никто из нас так себя не ведет. Мы перед тем, как постучаться в кабинет, приводим себя в порядок, собираемся с мыслями, стоим в той самой тишине, продумываем, что мы будем говорить, и потом уже стучимся.

Точно так же и здесь. Когда мы пытаемся начать собирать внимание, уже начав молитву, конечно, это выглядит пренебрежением к встрече с Господом. И Господь на такую молитву почти никогда не откликается. Поэтому сначала постоять в тишине, собраться с мыслями, отрешиться от всего земного, перекреститься, сказать «Боже, милостив буди мне, грешному», а потом начинать молитву. И уже тогда Господь поможет нам найти Его во внутренности своей, и молитва наша становится не монологом, а диалогом.

Одиночество, без которого не спастись

Молитва – это выход из бренных наших оков

На главную страницу сайта - Семья и Вера