«Отойди от Меня, сатана»

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана». Почему Господь назвал апостола сатаной?

«Отойди от Меня, сатана»

Перед нами один из очень интересных и достаточно драматичных фрагментов евангельского текста. Это шестнадцатая глава евангелия от Матфея. Давайте прочтем ее чуть шире того конкретного фрагмента, о котором у нас идет речь.

«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Перед нами десять стихов текста, исключительно некрупный фрагмент, в котором мы видим две совершенно диаметрально противоположных оценки апостола Петра от Христа. В первой Он говорит: «Блажен ты, Симон, сын Ионин… ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». И буквально несколькими стихами далее Он говорит: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!»

Такое соотнесение действительно оставляет много вопросов. Но посмотреть мы на него должны самым очевидным образом. Безусловно, человек изменчив. В каждом из нас, очевидно, есть стремление к Богу, попытка открыться в сторону Его любви и блага. Но в каждом из нас есть и семя тли, гнездящийся в нас грех, который часто извращает наши благие порывы, предает им какое-то дополнительное, несвойственное им звучание, а иногда и очевидно влечет нас к злу.

В случае с апостолом Петром мы и видим два сюжета, подчеркивающих две эти разные тенденции. Да, действительно, апостол – тот камень, на котором будет воздвижена Церковь. Да, действительно, его служение исключительно ценно и важно. Мы увидим в другом евангельском фрагменте, что Христос скажет ему: «Когда ты, Петр, обратишься, то помоги и братьям твоим», имея в виду события, которые последуют в момент Гефсиманской ночи и последующих крестных страданий. Роль апостола Петра будет велика.

Христос и апостол Петр

Но при всем притом Петр, как совершенно живой человек печется не всегда и не только о воле Божией. Очевидно, что пребывать в единстве и общении со Христом для него исключительно ценно, и он максимально хочет продлить это состояние сколь возможно долго.

Мы можем вспомнить фрагмент, связанный, например, с событиями Преображения, когда Христос перед Петром, Иаковом и Иоанном преобразился в славе. Именно Петр ведь тогда и скажет: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Заметьте, он даже не предлагает соорудить кущи для себя или своих собратьев. Они готовы спать на голой земле, лишь бы оставаться вот в этом сиянии славы, в этой изобилующей благодати, забывая при том, что у подножия этой горы их ждут другие их собратья. Христос на гору Преображения возводит троих из апостолов, а все остальные, среди которых и брат Петра Андрей, стоят внизу. Но нам хорошо здесь быть. Мы хотим, чтобы этот момент длился вечно. Это очень человеческое.

То же самое говорит апостол Петр и здесь. Он умоляет Учителя, чтобы Тот не шел в Иерусалим и не принимал на Себя страдания из самых, как ему кажется, лучших соображений. Он действует так потому, что хочет, чтобы Христос жил долго, а может быть и вечно, ведь Он же Мессия. Мессия, придя, более никуда не уйдет. И чтобы в свете этого присутствия и ему самому пребывать.

С одной стороны в нем нет какого-то принципиального злонамеренного движения. Он хочет своего, он хочет человеческого. Но в данном случае Христос указывает, что вот это человеческое исключительно соотносится с аналогичной волей дьявола совсем из других соображений. Враг рода человеческого тоже не хочет, чтобы Иисус из Назарета Галилейского претерпел крестные страдания и смерть. Мотивы дьявола и мотивы Петра совершенно различны, но хотят они одного и того же. Почему и получает Петр от Спасителя такую резкую отповедь: «Отойди от Меня, сатана». Потому что он выступает против воли Божией и более того, служит Христу соблазном. Меньшим соблазном, скорее всего, для Спасителя являлись искушения от дьявола в пустыне, в момент Его сорокадневного там пребывания. Потому что Он понимал, что перед Ним враг рода человеческого, и соответственно отривал любое его предложение уже исходя из этого факта.

Здесь же перед Ним один из Его любимых учеников. Человек, с которым Он столько прожил, столько вместе осуществил. Человек, о котором Он знает множество исключительно лучших фактов и прекраснейших сторон его жизни.

Поэтому, говоря о данном фрагменте, почему Христос так резко называет Петра, Он указывает, что его человеческое и, как кажется, вполне приемлемое внутреннее желание в данном случае соответствует  тому же, что хочет враг спасения. Кроме всего прочего Он указывает Петру на опасность и внутреннего потворства такого рода желанию, и уж тем более высказывания его Учителю.

«Отойди от Меня, сатана»

Почему Христос исполнил пожелание бесов вселиться в стадо свиней?

На главную страницу сайта - Семья и Вера