Первая заповедь блаженств

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Батюшка, ответьте, что такое «нищие духом»?

Священник Федор Бородин: Первая заповедь блаженств, которая находится в пятой главе Евангелия от Матфея, прокомментирована практически всеми святыми отцами. Об этом огромное количество литературы, проповедей, слов. И, тем не менее, нищета духовная остается некой загадкой, и в то же время ключом к настоящей  христианской духовной жизни.

Первая заповедь блаженств

Многие древние святые отцы говорят, что Евангелие читается делом. Когда человек начинает пытаться выполнять заповеди Божии, они постепенно для него раскрываются в своей глубине, он становится опытным христианином, и это происходит всю его жизнь. Поэтому нищета духовная – это то, с чего мы начинаем свой путь ко Христу, то, чему мы учимся всю свою жизнь, и то, что в конце жизни мы понимаем, что не достигли, до конца не научились. Потому что усвоить евангельские заповеди и сказать, что я их выполнил, не может ни один человек.

Но я хочу рассказать вам пример о том, как одна наша молодая прихожанка решила раскусить эту заповедь. Она сейчас трудится в одном старинном русском городе. И она испачкала себе волосы, измазала лицо, надела грязную одежду и без денег отправилась в центр города. Она просила на еду, ее гоняла полиция, над ней смеялись люди, на нее плевали, говорили всякие гадости. И вот так в течение целого дня она проводила этот эксперимент. И этот опыт очень много ей дал. И потом, когда мы с ней переписывались, я ей говорил: «Дорогая, а теперь представь себе то же самое, только на уровне духа. И тогда ты поймешь, что такое «блаженны нищие духом».

Кто такой нищий? Нищий – это человек, который не имеет ничего. Представьте себе: вы в чужом городе, у вас нет документов, справка, которую вам дали о том, что документы утеряны, пять раз промокла и порвалась, вам нечего есть, вы не знаете, где вы будете жить завтра. Какая там пенсия? Вы не знаете, будете ли ы голодны или сыты через два дня, или, может быть, вы умрете от голода. Любой человек может вас избить и ему практически ничего не будет. И надежды нет ни на что, кроме Бога. Как только у вас в кармане появляются какие-то деньги, вы начинаете уповать на них. Это, наверное, нормально для нас, для падших людей. Но вы отрываетесь от полной надежды на Бога.

Интересно в этом смысле подумать о монашеском обете нестяжания. Он не просто так дается. Нет отдельного монашеского христианства. Христианство одно. Преподобный авва Исайя говорит, что в монастырь приходят за христианским совершенством. Так вот этот человек должен полностью возложить упование на Господа и говорить: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». А об остальном не думать. И таким образом вы исполняете заповеди Христовы.

Молитва

«Нищ есмь аз»

И вот у человека ничего нет, на улице -20, ночевать ему негде. А теперь вот это состояние, как кальку снимем и перенесем на свой дух. Надо перестать уповать на то, что я добрый, хороший, целомудренный, что я что-то выполнил, что я читаю правила, что я причащаюсь, что я живу не так, как прочие люди. Нет, надо ощутить свою нищету. Причем очень многие святые об этом писали еще в Ветхом Завете. Например, пророк Давид: «Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох». Это говорит богатый человек, он не нищий в материальном смысле. Но он чувствует свою нищету. И он очень точно связывает это со своим вознесением, со своим смирением и с изнеможением, которое через некоторое время наступает.

Потому что Господь длит человеческое смирение Своими средствами для того, чтобы человек смирился окончательно, чтобы он изнемог в своей гордыне, перестал на себя уповать. И тогда Бог приходит на помощь. Человек нуждается в Спасителе. Он должен быть спасен. Вот это и есть ощущение нищеты. И когда человек опирается в своей жизни на нее, его отношения с Господом Иисусом Христом становятся здоровыми. Тогда Христос становится не просто Учителем, а становится Спасителем, прежде всего для меня.

Первая заповедь блаженств

Заповеди Христа отменяют заповеди Ветхого Завета?

На главную страницу сайта - Семья и Вера