Перед Великим постом

С Воскресным днём, дорогие братия и сестры!

Наступает время Великого поста, когда каждый добрый христианин старается принести Богу покаяние. Все мы грешники. И нет иного пути ко спасению, кроме пути покаяния. Таинство покаяние есть купель, в которой грешник очищается для неба.

Покаяние растворенное надеждой на милосердие Божие

Покаяние основывается на сознании своей греховности и отвращении ко греху, сознание своего гибельного греховного состояния. Только тогда загорается желание развязаться с грехами и вступить на стезю добродетели. Святой Нил Синайский учит, что нужно осознать, что согрешил, что грех есть ужасное зло, тогда родится желание загладить его.

Грех человека лежит только лишь на его совести. Всегда лучше и благонадежнее для нас осуждать во всем себя самих. Никакие соблазны мира не смогут совратить человека, если не будет на то его злого произволения. В немощи человека совершается сила Божия, поэтому чем человек немощнее, тем более способен к доброделанию. Самоосуждение приклонит милосердие Божие к нам и отвратит строгий суд.

Если человек не чувствует греха и не сокрушается о нём, не проливает горькие слёзы, то это говорит, что он не хочет расставаться с ним. Преподобный Марк Подвижник так и писал: “Если кто впадает в какое-либо прегрешение и не будет печалиться по мере его, то легко впадет опять в ту же сеть”. Эта крайность так же неприемлема, как та крайность, когда сокрушение о грехах приводит к такой скорби, что человек приходит в отчаяние.

Отчаяние − это сатанинское состояние, которая низвергает душу в самую адскую пропасть. Но сколько и какими бы великими ни были наши грехи, у Бога милосердие ещё больше. Как Он сам бесконечен, так и милость Его бесконечна. Чем спаслись все великие грешщники: разбойники, мытари, сребролюбцы? − Слёзным покаянием, соединенным с верой в Искупителя и надеждой на милосердие Божие. И наоборот, отчего погибли Каин и предатель Иуда? − От того, что отчаялись получить прощение в своих великих злодеяниях. Губит человеку не великость и множество грехов, а нераскаянное, ожесточенное сердце.

Покаяние

Плач о грехах должен быть растворен верой в божественного Искупителя и упованием на беспредельное милосердие Божие. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы отстать от прежних худых дел, но сотворить достойные плоды покаяния в виде добрых дел. Святитель Василий Великий учит, что самый верный признак, по которому всякий кающийся грешник может узнать, действительно ли грехи его прощены от Бога, это тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение ко всем грехам, что скорее согласились бы умереть, чем произвольно согрешить пред Богом.

Как удержаться от грехов после покаяния?

Преподобная Мария Египетская поселилась не в египетских пустынях, а в пустыне заиорданской, чтобы по пути возвращения из Иерусалима в Египет не оказаться в ситуации, возбуждающей грех, едва ли перед которым устояла бы. Так и всякому человеку, чтобы было легче удержаться от греха покаянием, нужно удаляться от тех лиц и мест, какие могут подать нам случай к падениям и усердно молить Господа о помощи.

Но, если по немощи  довелось снова впасть в те же грехи, которые милосердие Божие  простило нам через таинство покаяния, мы всё-таки не должны приходить в отчаяние. Только когда мы очутимся в аду, только тогда раскаяние окажется совершенно напрасным. Там это лекарство бессильно и бесполезно. А пока в этом мире мы живем, покаяние наше никогда не будет отвергнуто Богом.

Перед Великим постом

Приготовление к посту. Смирение

На главную страницу сайта - Семья и Вера