Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Голгофскую трагедию − распятие Праведника, невозможно вместить в человеческое сознание.
Величайшая трагедия Великой пятницы
На Голгофе стояли три креста. Крест, на котором был распят Христос, а справа и слева кресты, на которых были распяты разбойники.
Евангелист Марк писал, что разбойники поносили распятого рядом с ними Христа, поскольку только на Иисуса было сконцентрировано всё внимание. “Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”. Если бы были распяты три простых человека, никто не говорил бы подобного. Кто будет подходить к распятым вдоль Апиевой дороги гладиаторам Спартака? Кто бы с такими же вопросами подходил к жителям Тира, которых распял Александр Македонский? Никто таких слов: “Ты других спасал, и себя спаси. Мы в тебя уверуем”, никому не говорил. И разбойники, которые висели рядом с Иисусом смотрели на Него уже. У них неизбежно в голове рождалось:”Раз ты спасал других, то спаси сейчас и нас всех, ведь мы терпим одинаковую муку”.
Разбойник благоразумный
Какое-то время, вероятно, они поносили Его вдвоем. Но на каком-то этапе произошел переворот в сознании одного из них. “Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Как же прочие евангелисты говорят” (Мф. 27:44; Мк. 15:32)
Действительно, большое удивление вызывают эти слова и та перемена взгляда, которая произошла в разбойнике. Он совершил беспримерный акт веры. Он, распятый, измученный, которому тяжело дышать и остается жить считанные часы, вдруг оказался способным на такой великий духовный акт. Разбойнику, в этом странном висящем состоянии вдруг открывается, что рядом с ним − это Господь, и он говорит: “Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твое”. Разбойник понимает, что Он сейчас уйдет в Свое Царство.
Царство Божие
Разбойники не были биты перед распятием. А Иисуса же буквально измучили до смерти перед распятием. Он был увенчан терновым венцом, лицо Его потеряло вид человеческий, Он был весь окровавлен, и все Его тело было истерзано ударами бичей. В 21 пророческом псалме так и повествуется: “Можно было пересчитать все кости Мои”. В этом потерявшем облик Человеке, Которого опозорили более, чем возможно себе представить, Который бессилен как эти два распятых злодея, над Ним насмехаются, улюлюкают, презирают, в Нём агонизирующий злодей узнает Господа и обращается к Нему со смиренной просьбой: “Помяни, мя, Господи, во Царствии Твоем”. Просит мало, а получаем всё. Так всегда у Господа.
Протоиерей Андрей Ткачев