Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Христос умирает на Кресте в пятницу. И Его ученики: Иосиф Аримафейский, Никодим и некоторые другие с Девой Марией, Иоанном Богословом кладут тело Господа во гроб.
В библейском понимании смерть − это отделение человеческой души от человеческого тела. А так как во Христе мы исповедуем истинное Божество и истинное человеческое, то возникает вопрос: когда Христос умирает Его Божество остается с душой, которая сходит в ад или с телом?
Божество Господа с Его душой в аду или с телом в гробе?
Отвечая на этот вопрос Иоанн Дамаскин говорит, что Божество Господа не отделилось ни от тела Христа, которая находится во гробе; ни от души Христа, которая сходит в ад. Ибо во Христе Иисусе Божественное и человеческое неразлучно, нераздельно и неизменно, согласно халкидонскому определению.
О сошествии Христа в ад мы читаем в Послании к Ефесянам (4:9): “А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?” И действительно, Христос, как учат древние Символы веры, душою сходил в ад, чтобы облистать ад сиянием Божества, так как само Божество не отделилось ни от Его человеческой души, ни от человеческого тела.
Телом Христос, как Господин субботы, пребываем в покое. Тело Его пребывает в исполнении заповеди, что шесть дней надо делать дела свои, а седьмой посвящать Господу Богу. Но душой Он сходит в ад для того, чтобы вывести оттуда души праведников. Это те люди, которые умерли с надеждой на то, что Христос явится за их блаженными душами и выведет их из этого печального места.
Причем, в этом вопросе древние отца разнятся. Восточным отцам более свойственно говорить о том, что Христос сокрушил врата ада, разрушил вереи древние, уничтожил механизмы, которые удерживали людей в аде. В западной святоотеческой традиции четко подчеркивается, что Христос пришел к ветхозаветным праведникам, которые умерли в ожидании Его схождения в ад.
Христа в аде предваряет Его Предтеча, который рождается раньше Христа, умирает мученической смертью раньше Христа, и раньше Христа душою сходит в ад. И как во дни своей земной жизни он был Предтечей Христа и проповедовал Его пришествие Его явление народу, так и в аде он проповедует, что скоро сюда придет Христос.
Причины схождения Христа в ад
1. Христос пришёл на эту землю, чтобы понести на Себе самом и в Себе самом наказание за наши грехи и преступления. Как сказано у пророка Исайи: “Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни”. А так как за грех человеку надлежало душой сходить в ад, Христос сходит в ад. Христос не просто взял на себя грехи, а грехи всего мира, которые жили от первого человека Адама до последнего человека, который родится в эту жизнь, будет грешить и его грехи Христос взял на Себя.
Если бы Христос не был Богом, то Он не смог бы взять грехи всего мира на себя. Именно божество Христа Иисуса сообщило Его жертве универсальную возможность. Так как божество не ограничено ни временем, ни пространством, то Он взял на Себя грехи и тех людей, которые ещё не родились.
Христос совершает полноту нашего избавления от власти греха, от власти дьявола и от страха смерти. У пророка Осии: “Я буду смертию твоею, смерть; дуду ужалением для тебя, ад”. Действительно, Христос смертию смерть попрал.
2. Христос должен был низвергнуть власть дьявола, который заключил людей в Преисподней. Ведь Пасха в ветхозаветном измерении, когда Моисей выводит еврейский народ из египетского рабства. Христос выводит народ не только еврейский народ, но и все другие народы, имевшие в себе надежду на избавление в Нём и с Ним.
У пророка Захарии: “ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва”. Христос, как Победитель ада и дьявола, Победитель греха и страха смерти, сокрушает власть ада и освобождает людей, народы от этого порабощения.
3. Христос сломал все механизмы, которые удерживали людей в аду. В Псалме 23: “поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!”. Блаженный Августин пишет: “Если бы Святые Писания сообщали, что Христос пришел на лоно Авраамово, и при этом не упоминали об аде и его скорбях, то не думаю, чтобы кто-либо осмелился утверждать, что Он сходил в ад. Но поскольку они со всей очевидностью свидетельствуют об аде и его скорбях, то нет никакой причины сомневаться в том, что Христос сходил туда ради избавления людей от этих скорбей” .
4. Люди на протяжении своего существования испытывают страх перед грядущей смертью. Во дни Иисуса Христа было известно изречение: “Человек рождается для смерти, а умирает для жизни”. Христос умирает, потом сходит душой в ад, потом воскреснет из мертвых для того чтобы прекратить страх смерти в наших сердцах и душах. Внешне Христос лежит сей день во гробе, Божеством Он с разбойником в раю, Божеством Он с собственным телом, Божеством Он и с Своей человеческой душой, которая огласила преисподнюю ада благовестием Святого Евангелия.
А так как о Христе сказано, что Он всегда и вовеки Тот же, это значит, что Христос силен сойти в ад наших душ и стать его сиянием Божества. Христос, Который смертью смерть попрал, даровал не просто жизнь, а жизнь с избытком. Это жизнь во Христе и со Христос, которая начавшись в этой земной жизни уже не прекратиться никогда. Мы кто-то и что-то во Христе, но мы ничто вне Христа.
Христос вне смерти, Победить ада. В этот субботний день телом Он пребывал в покое, а душой благовествовал Евангелие, в Божестве радовался с разбойником в раю.
Христос сам сказал, что как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет во чреве земли три дня и три ночи. Первая ночь, когда Христос умирает на кресте и наступает тьма на несколько часов. Вторая ночь − с пятницы на субботу, и третья ночь − с субботы под воскресенье, когда в ночи Он Воскрес.
Первый день − пятница, второй − суббота, третий день− когда Его тело воскресло, был такой неизреченный выброс света. От величия этого света воины побросали свое оружие и разбежались.
Но днесь Христос во гробе. Поспешим приложиться к Его плащанице. Ибо смерть Его есть начало жизни для нас, преодоление греха, преодоление власти дьявола, страха смерти. Смерть Его − это залог нашего вечного спасения во Христе и со Христом.
Протоиерей Олег Стеняев
О снисхождении Иисуса Христа во ад