Преподобный Давид Гареджийский

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Сегодня, в этот замечательный июньский день, хочется и поговорить о чем-то прекрасном. Об удивительных местах, куда весна приходит рано, где лето царствует добрых полгода и где зима лишь случайная гостья. Для этого мы мысленно перенесемся за величественные хребты кавказских гор и спустимся в прекрасную Иверию, или Грузию, как ее иначе называют. Страна эта – древняя хранительница православия. Крещение приняла она в IV веке, а спустя два столетия Господь послал сюда своих служителей, чтобы укрепить народ в вере. Вот как это было.

Идут служители Господни

Однажды предстал перед грузинским патриархом лучезарный ангел и сказал: «Вот идут служители Господни. Они утвердят страну твою в вере православной. Встречай же их с радостью, ибо посланы они Богом. Патриарх возвестил об этом всему народу, и целые толпы людей пошли навстречу этим дивным светочам. Гости эти были сирийскими монахами. Но вот чудо: вдруг все они свободно заговорили по-грузински, и стали уже не чужими, а совсем своими, родными и близкими. Среди этих монахов был один по имени Давид. Избрал он для проповеди только что основанный город Тбилиси, и поселился на его западной окраине, на пустынном холме. Но каждый вечер спускался к жителям, учил их и укреплял в вере. Сейчас это место подвигов преподобного называют святой горой или горой Давида.

Преподобный Давид Гареджийский

Шло время. Жизнь вблизи шумного города стала тяготить подвижника. Душа его затосковала по уединению. Взял он тогда своего ученика Лукиана и отправился на восток Грузии. Туда, где по словам русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова «сливаяся шумят обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Место это называлось Гареджи, то есть «пустынное», и было диким и почти безводным. Кое-где из-под земли пробивалась скудная травка. Но несмотря ни на что святой Давид решил остаться именно здесь.

Сделал он небольшую келью из сухих веток и глины, и начал проводить жизнь тихую и скромную, день и ночь воспевая величие Небесного Бога и творца. Так было положено начало святой лавре преподобного Давида, которая позже возникнет на этой, казалось бы, безжизненной земле.

Вскоре наступило жаркое лето. Растения, которыми питались отшельники, засохли, другой пищи не было. Ученик преподобного сильно загрустил, а святой Давид ничуть не пал духом. Однажды утром после горячей молитвы к Богу он весело воскликнул: «Пойди, Лукиан, принеси молока». Лукиан вышел и остолбенел. Прямо у дверей кельи покорно стояли три пугливые лани. Обычно они не приближаются к людям и далеко обходят жилище человека. А тут стоят не шелохнувшись. Надоил Лукиан молока, да так много, что его хватило и на сыр. Так Господь изо дня в день питал своих верных служителей. Не чудо ли это?

Преподобный Давид Гареджийский и ученик Лукиан

Дивны дела Твои, Господи!

А вот еще одно чудо. Как-то раз к келье преподобного подлетела куропатка. Она вся трепетала от страха – за ней гнался ястреб. Святой Давид помолился Богу, и ястреб словно забыл о своей кровожадности. Мирно сел он у ног преподобного Давида вместе с куропаткой. Но этим дело не кончилось. Вскоре показался всадник, хозяин ястреба – гордый варвар, не признававший ничего святого. Увидев, что ястреб, его грозный охотник, укрощен, он воспылал гневом, выхватил меч и хотел убить святого Давида. Но рука нечестивца тот час застыла в воздухе, отнялась. Понял он тогда, что есть на свете праведный Бог. Со слезами припал к ногам преподобного и просил исцеления. Святой Давид прикоснулся к его окаменевшей руке, и она вновь ожила. А варвар стал таким же кротким, как и ястреб, и даже принял святое крещение. Дивны дела Твои, Господи!

Была у преподобного Давида одна заветная мечта. Хотел он увидеть святой град Иерусалим. И вот пешком отправляется он в Святую Землю. Дошел он до холма, называемого «Вершина благодати». Оттуда открывался прекрасный вид на город. Один шаг оставался преподобному до Гроба Господня. Но этого шага святой Давид так и не сделал. «Не достоин я, грешный, войти туда, – воскликнул он. – Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты сподобил меня святой град увидеть». И повернул назад.

В память о своем паломничестве в Палестину он принес оттуда небольшой камень, положил его в своей лавре. И от камня по молитвам преподобного начали исцеляться люди. Вот какой чудный светильник воссиял в иверской стране. Сегодня мы празднуем память этого дивного угодника, преподобного Давида Гареджийского.

Преподобный Давид Гареджийский

Житие священномученика Андроника Пермского

На главную страницу сайта - Семья и Вера