Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Если не имею ЛЮБВИ, то я − ничто. (1 Кор. 13:2)
Любовь − главная добродетель в деле спасения, она − царица добродетелей. Любовь наиболее полно отражает суть Евангелия. Апостол Павел, обращаясь к жителям города Коринфа, недовольным теми дарами, которые дал им Господь, говорит, что говорить на разных языках, пророчествовать, знать все тайны, способность своей верой передвигать горы без любви − ничто, пустой звук (1 Кор. 13). Любовь возвышается над всеми дарами. Имеющий любовь имеет все и исполнил весь закон (свт. Николай Сербский), а без любви даже самые Великие жертвы теряют смысл.
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть ЛЮБОВЬ. (I Ин. 4:8)
Бог есть любовь. Подвизающийся в этой добродетели христианин пребывает в Боге и Бог в нем (1 Ин. 4:16). Отвечая на вопрос законника о том, какая заповедь наибольшая в законе, Господь учит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36-40). В этих словах Господь выразил суть Своего вечного учения.
Что значит любить Бога? Это значит, заповеди Его верно знать и соблюдать. Ничто и никто не может быть любим нами больше чем Бог. «Иже любит отца или матерь паче (более, нежели) Мене, − говорит Иисус Христос, − несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь (дочь) паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10,37).
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ев. Ин. 12:34)
Без любви к ближнему не может быть любви к Богу: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4: 20). Что значит любить ближнего и кто он? Все люди, независимо от обстоятельств − наши ближние.
Об этом Господь ясно сказал в притче о милосердном самарянине. Наивысший пример любви к ближнему показал Господь, когда Он − Творец − смиренно отдал Свою жизнь на Кресте за спасение людей. Любовь к ближнему в человеке проявляется стремлением к благу ближнего, когда его счастье ставится превыше своего. Любовь к себе, свойственная по природе человеку, приносится в жертву любви к Богу и ближнему. Человек, любящий ближнего, как личную боль воспримет его скорби и предпримет все, что в его силах, для облегчения его страданий. Человек, любящий ближнего, будет искренне радоваться успеху и достижениям ближнего, не допуская тени зависти. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15), − говорил святой апостол Павел.
Приступили к Нему ученики и спросили: скажи нам, какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. (Мф. 24, 1-13)
Многое из того, что происходит в мире сейчас, говорит об оскудении любви между людьми в семьях, обществах, государствах. Охлаждение любви к ближнему говорит об охлаждении любви к Богу и об оскудении истинной веры в Бога. Оскудение же веры говорит о том, что мало сейчас спасающихся.
Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти. (Пс. 142:8)
Необходимо взращивать любовь. Преподобный авва Дорофей учит поступать так: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных/и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание − тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: «Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?..» Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».
Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странннком, и вы приняли Меня; был наг, и вы одбли Меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, И вы пришли ко мне. (Ев. Мф. 25, 35-36)
Много возможностей воспитать в своем сердце любовь есть в наше время. Но начинать нужно с себя, освободив в сердце место для любви, преодолев страсть себялюбия. Для этого надо искренно, непрестанно и горячо молиться, жить церковной жизнью и Таинствами Церкви, изучать Священные Писание и Предание. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Нужно быть готовым к тому, что страдания и испытания − незаменимое лекарство ищущему спасения, дозу которого определяет Человеколюбец Господь. По мере своих сил, каждый человек должен начать совершать дела милосердия, стараясь не упускать даже небольших случаев разделить несчастье ближнего: подать нищему, накормить голодного, согреть бездомного, посетить заключенного, утешить плачущего. Одному человеку сложно прийти в хоспис или в тюрьму и начать помогать, поэтому люди собираются в сестричества, организуют группы добровольцев, собираются вместе для посещения тюрем. Общее служение среди единомышленников облегчает волонтеру доступ в эти учреждения, помогает разрешать неизбежно возникающие вопросы,дает человеку необходимые знания и поддержку.
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак 2:26)
Митрополит Филарет (Дроздов) в катехизисе пишет о союзе веры и любви. Плодом веры должны быть любовь и сообразные ей добрые дела: без любви вера христианина мертва. С другой стороны, невозможно спастись только добрыми делами без веры. Не имея веры, без благодати Божией, человек не может делать настоящие добрые дела.