Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
В результате грехопадения нарушилась в человеке гармония между духом, душой и телом. В безгрешном состоянии дух человека, всегда стремящийся к Высшему Духу, своему Творцу, увлекал за собой и душу, которая влекла за собой согласное ей тело. Теперь же это согласие потерялось . И, по словам апостола, “плоть желает противного духу, а дух противного плоти” (Гал. 5,17).
Безусловное отличие человека
Всякий человек, как бы сладки ни были ему удовольствия плоти, всё же хочет быть господином над ней, а не рабом плотских удовольствий. Наша плоть обладает одной существенной слабостью − всегда стремится к излишествам. Что и случилось в раю, когда человек, имея всё необходимое, пожелал большего, и тем лишил себя блаженства. Так и мы, жители современного мира, жадны и несвободны. Например, неслучайно считается неприличным, есть на ходу, разговаривать с набитым ртом, чавкать, забирать последний кусок с тарелки. Все эти и другие культурные нормы зародились в обществе не случайно. В каждом из нас заложено чувство стыда, которое отличает человека от животного мира.
Церковь призывает нас укрощать безудержные стремления плоти, чтобы восстановить утраченное в себе согласие между духом, душой и телом в правильной иерархии. При этом плоть, наши телесные потребности в этой иерархии находятся на последнем месте. Это не значит, что человек совсем не заботится о своем теле. “Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её” (Еф. 5,29), − говорит Апостол. Более того, тело человеческое, созданное Творцом, вызывает восхищение. Как премудро устроены в нём все процессы: вода претворяется в кровь, воздух в кости, хлеб в мясо, траву и минералы, минералы в жидкость. Однако не старается давать ей воли, ибо не укрощаемая духом плоть беснуется.
Зная об этой слабости человеческой, Церковь предлагает периодически предъявлять своему телу мораторий на всевластие. Это периоды постов, однодневных и многодневных, когда человек ограничивает себя в количестве и качестве пищи, отказывается от плотских удовольствий и других развлечений. Так мы усмиряем свою плоть, устанавливаем предел своим желаниям. В время поста плоть словно отрезвляется от пьянства желаний и дает возможность духу действовать и руководить человеком.
Плоть принадлежит земле и тлению. Человек же признанный наследник Царства Божьего. Поэтому стыдиться в полную силу работать ради удовлетворения своих плоти и крови − это нормально для человека, это безусловно отличается человека от животного. Наши “плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия” ( 1 Кор. 15,50).
Как легко и свободно, когда выдержан по мере сил Великий пост. И как грустно расставаться с этим состоянием после Пасхи. Сначала нарастание духовных сил по мере углубление в Великий пост: всё внутреннее делается легче, спокойнее, чище, больше любви, лучше молитва. Но вот наступает суббота Светлой недели, закрываются царские врата. И всё становится труднее, душа малодушествует, ленится.
Важно не забывать Пасху, важно не забывать, что мы наследники Царства Божьего, а не рабы своего тела и страстей. И каждый воскресный день напоминает нам о всеобщем воскресении, вечной жизни, победе духа над плотью.