Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы расскажем вам об одном счастливом человеке. Звали его святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский. Именно сегодня наша Церковь празднует его память. Совсем недавно, в многомятежном XX веке свято служил он матери Церкви, и, разумеется, нес свой тяжкий крест среди безбожного мира.
Святитель Афанасий Сахаров, епископ Ковровский
«Счастлив я о того, – говорил он своим духовным чадам, – что сподобился немного пострадать за Христа». Что значит это «немного»? Вот как пишет об этом сам епископ в своем дневнике в 1954 году: «Исполнилось 33 года с тех пор, как стал я архиереем. За это время прослужил в своей епархии всего 33 месяца. А 330 месяцев провел в изгнании, в узах и горьких работах!»
330 месяцев – это сколько? Это почти 30 лет. На один день свободы у этого владыки было 10 дней рабства. «Но как же мог быть он счастливым, если столько лет провел в заточении?» – спросите вы. Да, внешне он был лишен всякой свободы, но его внутренний дух был настолько крепок, что не могли его связать никакие тюрьмы и оковы.
Откуда же пришел к нам этот духовный исполин? Родила его наша многострадальная земля. Увидел он свет в простом тамбовском селе в семье гимназического служащего. С малых лет Сережа (так звали святого Афанасия в миру) полюбил храм. Причем церковных богослужений ему постоянно как бы не хватало, потому и дома любил он играть в церковь. Надевал он на себя длинный халат, делал кадило из старой чашки, обходил с ним стены дома и тонким голоском напевал церковные молитвы. Если кто-то спрашивал его, кем он будет, когда вырастет, то следовал неизменный ответ: «Епископом. Архиереем».
Очень ему нравилось вышивать церковные облачения. Неужели ему их доверяли? Да, и у него это тонкое дело совсем неплохо получалось. А когда обучался он в духовном училище в маленьком городке Шуя, у него открылся еще один дар – начал он составлять церковные песнопения. Подлинным его шедевром стал тропарь иконе Божией Матери Шуйской-Смоленской. А ведь было ему тогда всего 14 лет.
Душа его с ранней юности тяготела к монашеству, но он не спешил с поступлением в монастырь. Наверное, хотел основательно испытать себя. Ко всякому делу он подходил очень серьезно, и если уж за что-то брался, то все доводил до конца. Лишь к 30 годам почувствовал он, что время пострига настало. Тогда и стал он иноком Афанасием, а потом принял и священный сан.
«Учить, учить народ, – такую мысль постоянно носил он в себе. – Сколько людей погибает во тьме невежества». Потому и открыл он народную школу при главном соборе города Владимира. Все свободное время проводил с прихожанами, ведь если можно было бы, он отдал бы им и свое сердце, только чтобы веровали они в Бога и не отступали от Него.
Крестный путь святого Афанасия
Но недолго пришлось ему учительствовать. Грянула Первая Мировая война, затем революция, и начался почти полувековой крестный путь святого Афанасия. В 1921 году его посвящают в епископы. Все свои усилия прилагает он к тому, чтобы не допустить поругания святынь. Большевики обычно не церемонились: закрывали монастырь или храм, а иконы выбрасывали прямо на улицу. Нечто подобное попытались они устроить и во Владимире.
Но владыка Афанасий собрал на защиту храмов столько народа, что безбожники невольно отступили. Так и не поднялась у них рука разрушить древнейшие храмы города. Но самому епископу они отплатили сполна. Аресты, тюрьмы, ссылки, опять аресты. Все перенес этот мужественный святитель. Где только он ни побывал: Соловецкий лагерь, сибирские застенки, Беломорско-Балтийский канал. Всего не перечесть.
«Что помогло вам, владыка, выстоять на таком скорбном пути?» – часто задавали ему такой вопрос.
«То, что на каждом шагу чувствовал я крепкую руку Бога. И конечно, молитва. Молитва всех вас спасет», – с такими словами и отошел сей дивный святитель ко Господу, в Его вечное Царство. Оттуда и смотрит он на нас своим кротким взором, потому и отрадно у нас на душе. Потому и ощущаем себя счастливыми.
Святитель Иоанн Суздальский – житие