Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Обличение в лицо всегда огорчает ближних. Бывает ли такие ситуации, когда сказать правду в глаза бывает действительно уместным и полезным?
Помогает ли обличение исправить человека
Действительно, есть среди нас люди, которые считают, что необходимо говорить правду в лицо. Но каждый знает по себе, что это очень ранит. И зачастую такую же правду в лицо приходится слышать в ответ.
В Евангелии от Матфея Господь говорит, что если будем прощать людям согрешения, то Отец наш Небесный простит согрешения наша. А если не будем прощать людям согрешения, то и Отец наш Небесный не простит нам согрешения наша. Эти слова Священного Писания адресованы к личным нашим обидам. Но как относиться к поступкам, которые касаются чести и достоинства окружающих нас людей. Как правильно и благоразумно себя вести, когда мы видим несправедливость или несправедливые поступки.
Святитель Николай Сербский в ответ на письмо человека, имеющего прямой характер, посоветовал ему следующее: “Мало больных, любящих врача, который громогласно объявляет им о неизлечимой болезни. Любовь к братьям учит нас не обличать их сурово, а говорить им слова, полезные для их спасения. Вспомни, Спаситель наш не обличил грешницу, которую фарисеи хотели побить камнями, но мягко сказал ей: /иди и впредь не греши/413. Когда апостол Анания пришел к ослепленному Савлу, он не стал негодовать на него за гонения на христиан, но по-евангельски обратился к нему: /брат Савл!/ (Деян. 9, 17).
Расскажу тебе об одной монахине, которая пожаловалась на свою немощь преподобному Серафиму Саровскому. На исповеди она сказала ему, что страдает от гневливости, и в ответ ждала от человека Божия укора и епитимьи. Но вместо этого до ее ушей донеслись мягкие слова духовника: «Сестра, что ты говоришь? У тебя прекрасный, тихий характер, воистину прекрасный, смиренный и кроткий!». Словно ласковый дождь на жаждущую землю пролились эти слова на душу монахини. Двойную пользу получила она от таких слов: себя постыдилась и веру в себя обрела – два основных условия для спасения! Этот пример показывает, что, ободрив человека мягкими, утешительными словами, мы помогаем ему подняться и спастись.
Ты можешь возразить: но святой Серафим не сказал ей правду, а я всем говорю начистоту! Правду сказал Серафим, ту, другую правду, которая заключалась не в осуждении ее гневливости, ибо эта монахиня гневалась лишь изредка, чаще же она была тихой и кроткой. И угодник Божий, как воспитатель и врач, возвысил доброе в ее душе, умолчав о недобром. Зачем ему было говорить о недобром, если она уже сама сказала о нем? Ты же действуешь противоположным образом: каждому в глаза – его зло, его нравственную болезнь! И к тому же говоришь зло, подчеркивая болезнь и умалчивая о добром, которое есть в душе каждого грешника. Вот в чем разница между тобой и тем, чье имя вошло в церковный календарь.
Из одних и тех же уст может исходить холодный и теплый воздух. Так же и в духовном делании: когда грешника можно исправить теплом любви, нельзя пользоваться холодом критики и наказания. Иногда приходится прибегать и к ним, но только изредка нужно сказать: /отойди от меня/ – как Христос сказал Петру; или: /серебро твое да будет в погибель с тобою/ – как сказал апостол Петр Симону-волхву (Деян. 8, 20).
Там же, где можно излить елей на рану, не нужна операция”.
Преподобный Паисий Святогороец, близкий нашему времени и хорошо знавший недостатки и достоинства как тех, кто любит обличать и говорить правду в лицо, так и тех, кто не умеет со смирением и кротостью выслушать справедливую критику в свой адрес. Старец в частности говорил, что больше помогает добрый пример, чем словесное обличение недостойного поступка. Можно обличить словами, этим ранить человека, вызвать ответную реакцию. И, скорее всего, это не поможет нравственному исправлению человека, а вызовет только гнев и раздражение. Как премудрый Соломон говорит: “Не обличай злых, да не возненавидят тебя. Даждь премудрому вину, и премудрейший будет”. То есть дай наставление мудрому, и он ещё мудрее будет. Нравственный пример действует намного успешнее и эффективнее, чем словесное обличение.
Всегда ли нужно говорить правду в лицо?