Всегда ли нужно говорить правду в лицо

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Всегда ли нужно говорить правду в лицо?

Конечно, отец лжи – дьявол, и не учит нас ни Церковь, ни пример святых обманывать друг друга. Но и в этом намерении все всю правду в лицо говорить есть отсутствие душевного здоровья и правильного отношения к ближнему.

Всегда ли нужно говорить правду в лицо?

Как же надлежит действовать, чем руководствоваться? Народной мудростью: «Думай, что говоришь. Не говори того, что не думаешь. Будь рассудительным. Пускай мыслям будет тесно, а словам произносимым – просторно». Не торопись изрекать многое, не взвесив прежде на весах благоразумия. Не говори того, что не думаешь. Не будь лицемером. Не лукавь. От этого всегда духовно дурно пахнет, когда ты только на словах что-либо обозначаешь, не имея ни тех чувств, ни тех расположений, которые озвучиваешь. И наконец, не все, что думаешь, говори. Ибо много из того, что составляет твои впечатления или твои размышления принадлежит тебе, как человеку, и по-человечески взвешивая, ты по-человечески об этом судишь. Потому это не переваренное и быть может еще правильно не усвоенное понятийное пространство. Правильно ли низвергать на ближнего, когда ты еще не взвесил, какие из этого могут быть последствия.

«Слово ваше, – говорит апостол Павел, – да будет всегда с благодатью, приправлено солью».
«За всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они отчет в день суда» (Мф. 12:36).

Следовательно, не все должно говорить ближнему, что на твой взгляд представляет из себя какую-то правду. Прежде надлежит позаботиться о возобновлении, о возбуждении в себе духа премудрости. Премудрости свойственно знать последствия определенных, ныне доступных для восприятия обстоятельств. Нам доступно произнести некоторые слова. Но что породят эти слова? Мир или войну, огорчение или утешение, смущение или радость? Не всегда открыто нам о суетной мысли, о мысли неосновательной, о мысли, чуждой молитвенного духа. И почти никогда не открывается подлинные обстоятельства и подлинная природа тех или иных событий.

Разговор

Место слову не первое

Потому торопиться с этой правдой в лицо не нужно. Место слову не первое. Место слову последнее, после работы ума и сердца над расчетом последствий, которые вслед за ним могут явиться. Кто премудр, тот таким образом выстраивает общение с ближним, чтобы в результате явились добрые плоды этого сеяния слов. Мы прекрасно знаем, как много людей, общение с которыми посевает смуту, смущение, огорчение. А это очень часто люди вовсе не лукавые, а просто туповато-прямодушные. Они не имеют этого шлюза, препятствия между тем, что явилось в их сознании и тем, что объявилось на их языке. Они лишены внутри души своей этого благого фильтра, приспосабливающегося к восприятию окружающими, собеседниками, на которых слово призвано определенным образом подействовать.

Занимавшиеся драматическим искусством знают, что слово – это действие. Потому и сказано в Священном Писании: «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Ибо это не только воздух молоть путем какого-то колебания связок и артикуляции, с помощью которых наши мысли облекаются в звучащие слова. В любом случае мысль изреченная оказывается уже действием. Наверное, не зря сказал поэт: «Мысль изреченная есть ложь». Это не совсем то, что было внутри, поскольку далеко не всегда слово может передать всю ту полноту внутренних переживаний, которые присущи человеку, стремящемуся эту полноту или эти переживания выразить.

Таким образом, не должно без рассуждения о последствиях своего слова выкладывать перед ближними то, что у тебя на уме. Но с бережностью храниться от многословия, от осуждения, от злословия бесконечно полезнее для нас и для ближних, которые становятся слушателями наших речей.

Всегда ли нужно говорить правду в лицо?

Стоит ли спешить говорить правду своим родным?

На главную страницу сайта - Семья и Вера