Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы расскажем вам об одном из тех скромных подвижников нашей земли, которые меньше всего заботились о какой-то славе и известности. Но Господь вознес их выше многих других и оставил о них светлую память потомкам.
Преподобный Иов Анзерский
Жил в XVII веке в Москве священник Иоанн. С виду ничем особо не отличался, вот только сердце у него было очень сострадательное, отзывчивое. А потому все свое время он отдавал заботе о людях. Отслужив в храме литургию, отец Иоанн не торопился домой. И хотя храм его был далеко не самым богатым, батюшка всегда устраивал трапезы для бедняков. Иногда даже сам прислуживал людям, сидящим за столом. Руки его носили чугунки да миски, а уста в это время давали разные поучения: что такое литургия, зачем нужна исповедь, как надо стоять в храме. Иногда отец Иоанн пересказывал житие какого-нибудь святого. Да так, что все слушали, затаив дыхание. Мало-помалу люди впитывали в себя истины веры. И как результат, на богослужениях в храме отца Иоанна всегда царило такое благоговение, что все просто поражались.
Однажды на службе присутствовал важный вельможа из Санкт-Петербурга, советник царя Петра I. Отец Иоанн служил так искренно и усердно, что высокий гость забыл обо всем. Впервые за многие годы весь его ум был поглощен молитвой. Почувствовал царский советник, что окунулся в какой-то иной мир, так непохожий на суетную жизнь северной столицы. Вернувшись в Санкт-Петербург, он рассказал царю об удивительном московском священнике. Петр I тотчас захотел увидеть отца Иоанна. Немедленно был послан гонец в Москву.
Представляете, как удивился отец Иоанн, прочитав депешу: «Срочно явиться к императорскому двору». Спешно собравшись и попрощавшись с близкими, он покинул старую столицу. Предчувствовал отец Иоанн, что своего тихого и укромного прихода он больше не увидит. От этого сердце у него надрывалось.
По прибытии в Санкт-Петербург он был представлен царю и назначен придворным священником. Вскоре стал он духовником всего царского дома. Но только сердце постоянно вещало ему, что все это ненадолго. Видел отец Иоанн крутой и своевольный нрав монарха. И, наверное, впервые в жизни прочувствовал весь смысл народной поговорки: «Не ходи среди царей, голова целей».
Так и случилось. По ложному доносу отец Иоанн был уволен и сослан в Соловецкий монастырь. Приняв монашеский постриг с именем Иов, он всей душой отдал себя на служение больным и престарелым инокам. А в свободные минуты добровольно исполнял в обители самую трудную работу: колол дрова, носил воду, мыл посуду. Братия настолько его полюбила, что вскоре освободила от всех послушаний. «Камни да доски носить и у нас рук хватит, – сказали иноки. – А в тебе увидели мы горячего молитвенника. Вот и молись за нас, да учи нас Слову Божию».
Только начал отец Иов свои новые труды, как во дворе монастыря появился царский гонец. На этот раз царь Петр уже не повелевал, а просил опального священника вернуться в столицу.
«Не по моим годам эта ноша, – ответил старец. – Сюда привел меня Господь, здесь мне и доживать».
Не поехал он в Петербург, но и в обители не остался. По благословению игумена удалился он на суровый Анзерский остров. Там после молитвы явилась старцу Пресвятая Дева Мария.
«Эта гора отныне назовется Второю Голгофою, – сказала Она. – «Воздвигни здесь храм в честь распятия Сына Моего и устрой скит для монахов-пустынников».
Святой старец в точности исполнил повеление Божьей Матери. В этом скиту и почил он в 1720 году в воскресенье, когда Церковь празднует Торжество православия. А гора та и вправду стала Второй Голгофой для нашего народа. Многие тысячи исповедников православной веры пострадали здесь в XX веке от рук большевиков. Нет тут ни пяди земли, которая не обагрилась бы кровью невинных жертв.
Но после Голгофы, как вы знаете, последовало и Христово Воскресение. Дай Бог, чтобы и наша страна воскресла от сна безразличия и неверия. Чтобы в любом ее уголке, подобно неугасимым искоркам, сияли такие же кроткие подвижники веры и благочестия, каким был отец Иов. Тогда и вправду наше будущее окажется светлым.
Блаженный Иоанн, Устюжский – житие