
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В мире, где одновременно звенит телефон, мигают уведомления и из соседней комнаты доносится шум телевизора, наша способность концентрироваться стала редким сокровищем. Мы называем это рассеянностью, многозадачностью, синдромом дефицита внимания. Рассеянность сейчас – недуг многих. Она даже получила медицинское «признание» – синдром дефицита внимания. Замечено, что количество людей с этим синдромом год от года растет. Обычно это врожденная особенность, которая преодолевается с возрастом. Но бывает, что и задерживается надолго.
Что такое рассеянность на языке духовной жизни?
Святые отцы не использовали слова «рассеянность», но говорили о «небрежении», «расхищении ума» и «памятозлобии». Суть в том, что наш ум, созданный для общения с Богом и познания Его воли, подобен неспокойному морю. Мысли, как волны, носят его туда-сюда, лишая главного – собранности и трезвения.
Рассеянность на молитве – когда губами читаешь «Отче наш», а мыслями составляешь список покупок или ведешь внутренний диалог с обидчиком, – это не просто досадная помеха. Это симптом, указывающий на то, где на самом деле пребывает наше сердце, ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Если ум рассеивается, значит, сокровище наше разбросано по суетным уголкам мира.
Борьба с рассеянностью
Главное – не отчаиваться. Рассеянность – это наша «ахиллесова пята», которую хорошо знает и наш враг. Но ее же знает и Господь. Когда мы, споткнувшись о собственную невнимательность, с сокрушением вновь и вновь обращаемся к Нему со словами: «Господи, помоги мне собраться, помилуй мою рассеянную душу!» – это уже есть начало победы.
Конечно, с рассеянностью нужно бороться. В помощь можно найти кое-какие психологические методики. Но важно осознать и частую причину рассеянности современного человека. Она в раздробленности его сознания, отсутствия в нем единого центра, которому подчинено все его существо. Человек был создан цельным, все в нем было хорошо весьма. До грехопадения. Грех расстроил его естество, и человек утратил целостность. И далее, всякий грех продолжает дробить личность, и ее внимание и устремления рассеиваются. Утрачиваются внутренняя гармония и цельное истинное восприятие мира и себя.

«Совокупный расстроенный естества состав во Единого собрал еси» – поется о Христе в одном церковном песнопении. Церковь свидетельствует, что Христос собрал наше раздробленное, рассеянное существо. «Все мы рассеяны до тех пор, пока не обретем единый центр – Христа, к Которому устремится все наше естество, подобно рассеянным солнечным лучам, собирающимся в фокусе линзы», – писал святитель Николай Сербский. – Для Христа этот центр – живущий в Нем Бог Отец. Ни один вопрос Он не решал, не сверив ответ с этим центром. Поэтому Он всегда был целостен и собран. Его непрестанная молитва была непрестанным общением с этим центром, непрестанным собиранием Себя». И нам для собирания себя необходимо следовать этому примеру. Непрестанная молитва – это не только произнесение каких-либо текстов, канонических либо личных, это беспрестанная память о Боге, сверка всех своих дел и мыслей с Его именем, как учит Апостол. И все, что делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Такая жизнь возможна только в Церкви, с непременным участием в ее таинствах. То есть регулярной исповедью и причастием. С участием в церковных службах, соблюдением церковного устава, постепенным познанием духовных истин.
Желаем Вам помощи Божией в преодолении своей раздробленности и рассеянности.
![]()


