Морская слава казаков. История
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Казаки, это сложное военное сословие, образованное в 15-17 веках, со своими правилами жизни, в основе которых лежали искренние и высокие чувства патриотизма. Смысл их жизни, был в охране Отечества от вражеских посягательств на целостность территории государства. И с этой задачей бравые казаки отлично справлялись!
Казаки не только оберегали наши земли, они также расширили их своими отважными походами.
Владимир Мусин, в своем историческом очерке, повествует о важных исторических событиях расширения нашего государства, в которых непосредственную роль сыграли казаки.
Когда говорят об укреплении и расширении России в царские времена, то более всего называют имена Петра Первого и Екатерины Второй. Их великого вклада никто не оспаривает, но неверно считать, что смелые морские походы и победы, исследование и освоение далёких земель, укрепившие наше государство – всё это достигалось лишь мощью созданного ими военного флота.
Вовсе нет. На Севере, за многие десятки лет до Петра I, отряды казаков-землепроходцев на небольших рыбацких судах проходили по суровым водам Северного Ледовитого океана далеко на восток – до самой Чукотки, Камчатки и Америки.
В местах своих остановок они основывали укреплённые поселения – «остроги», становившиеся центрами мореплавания, ремёсел и торговли. Оттуда суда отважных казачьих атаманов сквозь ледяные заторы, бури и туманы плыли всё дальше на восток. Многие тысячи километров, долгие месяцы опасного плавания. По пути они тщательно промеряли и описывали берега и устья великих рек, составляя подробную карту побережья Ледовитого океана и севера Сибири.
Под командованием атамана Семёна Дежнёва в 1648 году было открыто существование «новой земли» – это был американский континент! Дежнёв выяснил, что северо-восточный край Сибири – Чукотка нигде с «новой землёй» не соединяется. Это было за полвека до царствования Петра I. Мысу на самой дальней оконечности Чукотки было присвоено его имя.
А вот морской промежуток, разделяющий Азию и Америку, увы, назвали именем иностранца Беринга, даже не прошедшего эти места, а лишь подошедшего к ним через 80 лет.
Несколькими десятилетиями после Дежнёва якутский казак-землепроходец Владимир Атласов исследовал громадный полуостров Камчатка и открыл северные острова Курильской гряды.
На диком Крайнем Севере и Востоке казаки до Петра I совершали великие географические открытия, расширяли, осваивали и укрепляли Россию. На западных же её границах до Петра им приходилось пресекать бесчинства шведов, завладевших побережьем Балтики в результате неудачной для России русско-шведской войны 1614 – 1617 годов.
«Теперь враг без нашего позволения не может ни одного судна спустить на Балтийское море: большие озера – Ладожское и Пейпус (Чудское), Нарвская область, тридцать миль обширных болот и сильные крепости отделяют нас от него. У России отнято море», – радовались шведы и хозяйничали здесь, разоряя и принуждая к своей вере русских, проживавших на захваченных землях.
Жалобы на шведские притеснения доходили до Москвы. Было решено проучить угнетателей. В 1656 году, за десятилетия до Петра I, была предпринята дерзкая вылазка. На нескольких речных судах по реке Луге в Балтику вышла команда из казаков и стрельцов, и возле острова Котлин (вблизи нынешнего Кронштадта) совершено успешное нападение на шведскую эскадру. Урон с нашей стороны был невелик. Смельчаки благополучно вернулись.
Так что и здесь, на западной окраине России, как на Севере и Востоке, казаки и до Петра проявляли удаль, отвагу и немалые морские навыки.
В память об этой, допетровской победе над шведами в Кронштадте установлен памятник.
Маршал Победы! Стихи Владимира Мусина
Император Павел Петрович. Русская история
<< на Главную страницу на Интересную рубрику >>
А сможем ли мы, недостойные лети, сохранить великое наследие отцов? Предчувствие грядущих судеб России складывается скорее не от мистических озарений отдельных старцев, а из соборного рассуждения преуспевших в духовной жизни подвижников, духовидцев и праведников. Богомудрые иноки, говоря о будущем России, более имеют в виду возрождение духовного идеала Святой Руси, которое совсем не тождественно русской имперской государственности и этнической идентификации.
Как-то от насельника скита Ксилургу (древнейшего русского храма на земле) услышал, что старец Филофей не ошибся с девизом «Москва – Третий Рим». Только мы его искаженно поняли и приняли от византийской сверхдержавы не Святой Крест с мессианским сотериологическим значением православия, а имперского двуглавого орла и с ним горделивую идею вселенского могущества. Крест, конечно, мы тоже взяли, но… как бы в нагрузку. Может быть поэтому Константин Леонтьев еще в ХIX веке. сказал: «Христианство на Руси еще не проповедано». И исторически русская государственность всегда (кроме, пожалуй, монгольского периода) подминала духовную жизнь Церкви. А сейчас «монголы» возвращаются, только в новом обличье – и для народа, забывшего заветы предков, вновь наступает пора покаяния, когда « в немощи сила Божия совершается». Именно от нас сейчас в полной мере зависит исполнения замысла Божьего в отношении нашей Родины – роскошного виноградника, отданного нам Господом в мудрое управление. Для нас, отбившихся от стада овец, слепо ищущих дороги в чуждой земле, культуре и вере, нужен бич Божий! И нашествие иноплеменников попущено Им для нас, недостойных виноградарей – иначе Он «отдаст виноградник другим виноградарям, которые своевременно будут отдавать ему плоды». (Лк. 20, 9-6)
Виноградник наш богат и обширен, и не раз его огромные ресурсы спасали нас, но сегодня это одно из самых страшных проклятий для нашей страны. Сырьевые и территориальные богатства, которыми мы располагаем, растлевают нас – промышленность и сельское хозяйство не развиваются, мы перестали со-творять, т.е утрачиваем творческий богоподобный образ – и только потребляем, потребляем, потребляем… Если посмотреть, какие вещи и продукты нас окружают, то окажется, что произведенных в нашей стране не более 2%! И еще, соответственно, выделяем в огромных количествах нечистоты. Стали совсем, как черви – только рот и ….
Сжатие пространства уже началось, пока – слава Богу, не территориальное, но социальное и политическое. Люди не хотят восстанавливать, обустраивать то место, в котором они родились. Они не воспринимают это место как свою малую родину. Враг рода человеческого заразил наши души социальной апатией, пессимизмом, безверием, массовым желанием уехать из страны, оставив виноградник иноплеменникам.
В корне этого лежит страшнейшее явление – фанатичное обожествление нами ростовщического «свободного» рынка и неолиберальной волчьей морали, как инструмента построения очередного «светлого будущего». Это – путь Иуды, это – прямая измена Христу: «Никакой слуга не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне» (Лк. 16: 13). Либо мы следуем Божьим заповедям и создаем православную цивилизацию, или мы уклоняемся на путь служению богатству и дьяволу и создаем нечто противоположное. Именно по второму пути мы сегодня, отвергнув предостережения подвижников-аскетов, исступленно торопимся догнать пресыщенный запад, и, как водится, оказались по усердию впереди всех… «Даже великий народ, впадающий в атеизм и безверие тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ», – пророчески писал Достоевский. Не стоит особенно умиляться обилию золотых куполов возрожденных храмов, численностью монашествующих, толпами поклонников у святых реликвий – этими внешними, а не внутренними свидетельствами веры. Все это – маскировка духовной природы современной цивилизации, по своей звериной сути отрицающей и преодолевающей христианство. «Церковь – это не стены и крыша, а вера и благодать!» – говорит святитель Иоанн Златоуст.
При заражении гангреной врач ампутирует части тела, чтобы сохранить главное. Так и наша территория будет уменьшаться, пока мы не отойдем от зла, пока не обратим взоры наши к Небу и не падем в благоговейном ужасе на колени. А иначе – «да будут жены их бездетными и вдовами, и мужья их да будут поражены смертью, и юноши их умерщвлены мечом на войне» (Иер.18:21)
Вспомним же, что говорил Бог пророку: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его». (Иер.18:7-10)
Пока оснований для оптимизма маловато. Сохранить нас может только какое-то труднопрогнозируемое и редкое событие, которое будет иметь значительные последствия – чудо Божье. Как верно сказал наш современный поэт-пророк:
И злоба, и лай отовсюду,
И натиски адовой Тьмы…
Россию спасет только чудо,
Но вымолим чудо ли мы?
(иеромонах РОМАН)
Такое чудо может возникнуть, как реакция на безвыходное положение, в котором может оказаться страна. Не стоит ожидать, что чудо на нас свалится само по себе. Нужно очень много работать и непрестанно молиться, нужно преобразить себя во Христе! Есть исторические примеры такого чуда – например, призвание Михаила Романова на царство, или фактический распад страны в 1917 и её восстановление на крови новомучеников.
Чудо произойдет, если новая Россия станет империей не в административно-пространственном, но в духовном смысле! Тогда наш народ станет «священником» для народов мира, как предрекал печорский старец Иоанн Крестьянкин. Речь идет о создании среды всеобщей Любви, основой которой должно стать надклассовое общество с приматом духовного авторитета и общинной собственности по образцу первохристианских общин с минимальной социально-экономической поляризацией.
Чтоб не думали Русь хоронить,
Лжесвидетели и лицемеры, –
Русь еще будет жить! Вечно жить
Под покровом отеческой веры!
(Александр Ратыня)
Примем же безропотно горькое, но жизненно необходимое лекарство. Россия останется, но какая? Россия Ксеркса или Христа? Все зависит от нас. Будем молиться. Русские выживут – если станут православными…
Уважаемый отец Сергий, обращаясь с настоящим сайтом, Вы, вероятно, часто встречались с моими комментариями. Они нередко содержат “острые углы”, обусловленные остротой проблем жизненной практики Православия. Закрывание глаз на её острые детали обессиливает, обескровливает столь необходимую нам спасительную его мощь.
Господство немощного,успокоительного, пацифистского тона в наступившей ныне эпохе обессилит, сгубит силу, даваемую Верой. А вслед за этим и наш народ и наше государство. Такова позиция моя и моих собратьев по подготовке православных воинов. Но таковых ведь ДОЛЖНА готовить КАЖДАЯ семья, поэтому считаю уместным высказываться на данном сайте в жёстком стиле (а не делать его “островком” вне бурь). Если кто-то сейчас под любыми предлогами прячется от них, то либо обманывается, либо предаёт.
Ещё раз прошу простить мне проявленную недостаточную бдительность – для тех, кто чуть ли не рвётся в поводыри, это достаточно серьёзный “прокол”. Считаю это уроком себе.
Да уж, неспроста произнесена известная фраза, что: “Русь казаками прирощена”. 16 век – Ермак, с его завоеванием Сибири, идущая издревле прикавказская казачья вольница, линия казачьих поселений в Средней Азии…
Отважные, горячие, дерзновенные, русские люди. И ВСЕ – православные, по-настоящему.
Таким и ДОЛЖЕН быть православный человек, ретивый и ответственный, а не хлюпик, просящий благословения под каждое приобретение штанов.
Мы допустили такое измельчание нравов, мы теперь даже ищем теоретических обоснований под осуждение мечты, страсти, настоящей радости, интеллекта и прочих, данных нам Господом качеств и способностей, так отличающих нас от животных.
Но они-то НЕ ЗРЯ нам даны! – мы ДОЛЖНЫ не закапывать их в землю, как тот лукавый и ленивый, трусливый раб (МФ.25), а дерзать как те, которые под РИСК пустили данные им господином средства для умножения достояния того, кому служат. Они более жаждали блага господину, нежели жалели свою шкуру. Спаситель не зря произнёс эту притчу. В НЕЙ – истинная позиция христианина и действительный шанс спасения.
Именно это и есть ИСКРЕННЕЕ Служение, за которым и следует Спасение. А без этого ничего кроме брезгивого отворачивания лица не встретить.