КРИЗИС СЕМЬИ. Протоиерей Сергий Николаев


Кризис, муж и жена

КРИЗИС СЕМЬИ. Протоиерей Сергий Николаев

Добрый день, дорогие наши посетители!

Супружество, семья в наше время утратили свою значимость, и вынуждены все чаще и чаще уступать место безнравственности и греху. Мало кто испытывает желание бороться за свой брак, хранить и оберегать его. Разводы происходят не только в семьях людей далеких от Церкви, но и даже среди людей, именуемых себя христианами.

Предлагаем Вашему вниманию поучительное слово протоиерея Сергия Николаева, побуждающее нас посмотреть на брак с иной стороны, способное изменить наши жизненные ценности, и направить нас на путь спасения в честном супружестве.

Окончание

«Честное супружество, особенно продолжительное, когда супруги со дня свадьбы и до преклонных лет сохраняют любовь и нежное отношение друг к другу, вызывает уважение у всех. Даже самые развращенные люди, искренние противники семейных уз, соприкасаясь или находясь рядом с таким союзом, неожиданно исполняются чувством почтения. Они, может быть, и не пересматривают тут же своих позиций в отношении брака, но высказать их вслух в эту минуту вряд ли решатся.

Заметьте, как воздействует на нас атмосфера семейного дома, где между супругами царят «совет да любовь». В ней будто растворена некая «истина», как в девственной природе. В ней, словно в ограде храма или монастыря, чувствуется Божие присутствие, приносящее в сердце покой. В таком доме легко и домочадцам, и гостю. Мирная семья — икона рая. Она — проповедь Царства Небесного, которое «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). В доме любящих супругов мы все ощущаем и понимаем это. Наше мнение едино — мы видим нечто настоящее, естественное, правильное.

Однако сегодня это настоящее, естественное, правильное нуждается в защите, как и природа. Устойчивый честный брак становится редкостью. Вместо брака — «живем вместе», «у нас отношения». Вместо супруга — «бойфренд». А вместо жены — «моя девушка, подруга».

Говорят, что мы переживаем кризис семьи. Что понятие семьи уходит в прошлое, что для сегодняшнего мира это слишком неудобное и обременительное явление. Что современному человеку уже не по силам семейная жизнь. Но мы наблюдаем не один только кризис семьи. У нас кризис честности. Да еще какой! Кризис правды, порядочности, ответственности и даже кризис грамотности. Что касается последнего, то разработан и обсуждается оригинальный способ преодоления повсеместной безграмотности. Он очень прост: пиши так, как слышишь. Безо всяких правил. Тогда и неграмотных не будет. Та же «толерантность» предлагается и для «брачных» отношений: пробный брак, гражданский брак, визитный брак, временный брак, однополый брак, полигамный брак — главное, чтобы человеку было удобно. Это раньше такие «браки» называли блудом или, по крайней мере, безнравственностью. А сегодня это — обыкновенно, и у нас нет блудников и блудниц, поголовная нравственность. Теперь это называется — личное дело. Личное тело и личное дело, как человек распоряжается этим телом. И если воровство, мошенничество, взяточничество наказывается по закону, то осуждать личную жизнь не принято или, как сейчас говорят, — некорректно.

Протоиерей Сергий НиколаевТем не менее, именно неустроенная или неправильно устроенная личная, то есть интимная, жизнь чаще всего бывает причиной трагедий, как в судьбе отдельного человека, так и в судьбе его потомков и всего общества. Спаситель называет человечество родом «прелюбодейным и грешным» (Мк. 8, 38), поставив прелюбодейство впереди греха, как нечто более смертоносное, чем грех.

И действительно, вспомним, что именно «кризис семьи» — необузданное беспорядочное вожделение послужило причиной Всемирного потопа, унесшего жизни всего человеческого рода, за исключением восьми душ семейства Ноя. Или огненная гибель Содома и Гоморры, двух городов-государств. Причина та же — «кризис семьи» и грехи против естества.

Стремление к плотскому единению естественно в человеке. Господь сотворил жен шину, взяв часть плоти первого мужчины — Адама. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 24). Но удовлетворение этого стремления не может выходить за определенные рамки. Несоблюдение границ приводит к повреждению человеческой личности, разлучению ее с Богом. Причем гораздо более других грехов. Современников Ноя, безгранично предавшихся делам плоти, Господь не называет людьми, но плотью. Они — плоть. И более ничего. Плоть полностью победила в них дух. А «дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота…» (Гал. 5, 19). И потому они и даже их потомки бесперспективны для Царства Небесного.

Для верующего человека очевидно, что потребность в плотском единении может быть осуществлена только в браке. Потому что в этом отношении есть только два состояния: честный брак или целомудренная жизнь. Все внебрачные связи, соответственно, относятся к блуду. Апостол особенно предостерегает от вольного обращения с собственным телом: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6,19-20).

Мы действительно переживаем кризис семьи. Но не потому, что семья исчерпала себя и не удовлетворяет действительности. Это слова «плоти». А плоть, по выражению святых отцов, беснуется и «желает противного духу» (Гал. 4, 17). К сожалению, большинство наших современников слишком «плотяны» и, потому, отчуждены «от жизни Божией» (Еф. 4, 18). Для них семейная жизнь — это жизнь плоти. Только плоти. А плоть конечна. И когда-нибудь исчерпывает свою привлекательность и свои возможности. Наступает кризис. В то время как люди верующие знают, что семья — это благословленный Самим Господом союз, в котором воспитывается и возрастает дух человека. Дух же бесконечен.

Беда современной семьи в том, что грех перестал быть тайным. Он не прячется, а напротив — демонстрирует себя. «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4, 19). Судя по этим словам, и в апостольские времена тоже был свой «кризис семьи». Но сегодня развратители получили небывалые возможности: кинематограф, телевидение, радио, пресса. Это ведь тоже одна из разновидностей блудного греха — растление чистых душ.

Чтобы сохранить себя в нашем мире, нужно быть очень осторожным. Человек, глаза и уши которого без разбора потребляют предлагаемую медиа-продукцию, непременно имеет тяжелые проблемы в семейной жизни.

Конечно, в любые времена были и есть убежденные грешники. Порой они оказывают немалое влияние на общество. Но как замечательно сказал древний учитель Церкви: всякая душа по своей природе — христианка. Всякой душе ближе свет, чем тьма, добродетель, чем порок. Хотя иногда она сама того и не осознает, всякая душа тянется к доброму.

И еще заметим, что добродетельная жизнь имеет несравнимо большую силу воздействия на окружающую среду, как на людскую, так и на природную и всякую другую, чем жизнь греховная. Потому так важен сегодня для общества пример благочестивых супругов, нравственной христианской семьи.

В нашей Церкви такие семьи есть. Их немало. Они — как живая проповедь миру. Как «малая закваска» праведности, влияющая на все человечество. Да, такое ответственное задание дало супругам-христианам наше время. Впрочем, это и самый простой путь спасения. «Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14-16)».

Окончание

Кризис семейных отношений

Что необходимо для семейной радости и счастья?

Окончание малое

 << На главную страницу           на Семейную рубрику >>


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Тимофей:

    Цитата из предисловия: «Мало кто испытывает желание бороться за свой брак, хранить и оберегать его. Разводы происходят не только в семьях людей далеких от Церкви, но и даже среди людей, именуемых себя христианами.»
    Да уж, в народе давно сложилось представление, что «легковесным стал человек», т.е. любой ветерок его легко сдуть может. Как бумажка, соринка какая-нибудь. Ничего в нём прочного, твёрдого.
    Священник наш говорит по этому поводу чуть о другом аспекте: «Дряхлый стал человек». И то верно, ведь какие на словах, в мыслях у некоторых иногда благие намерения просыпаются, как горячо он рвётся их свершить. А как на деле чуть-чуть столкнётся с тем, что хотя бы крошечку своих ресурсов времени, денег, усилий, удобств надо потратить — сразу же «сдувается». Как шарик без воздуха.
    Так и с семьёй — ну, любятся прямо до умопомрачения, иссюсюкаются все, на асфальте слюни свои выпишут… А как столкнутся с прозой, с пороками, даже просто «неласковыми» особенностями спутника — заныли, зазлились и бежать скорее… И куда это весь запал подевался?
    А от такого шага всё дальнейшее ещё более непрочным, легковесным и коварным становится: «Эх, раз, ещё раз, ещё много-много раз…»
    Беда это всё, погибель, ведь за этим — общее отношение к жизни, в том числе к людям, к работе, к Отечеству. Труха!

    Ответить

Мир Вам!

В связи с летним отпуском сотрудников сайта «Семья и Вера», Ваши комментарии (и ответы на них) будут опубликованы после 31 июля.

Если Вы хотите испросить у духовника нашего сайта священника Димитрия Синявина благословение на чтение Молитвы по соглашению или Домашнего сорокоуста, то батюшка уже преподал всем общее благословение. Присоединяйтесь к нам и читайте соборные молитвы вместе с нами. А индивидуальное благословение можете испросить после 2 августа, и отец Димитрий Вас с радостью его преподаст!

Храни Вас Господи!

С уважением, Администрация сайта "СЕМЬЯ И ВЕРА".

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Передать письмо с просьбой к мощам св. Петра и Февронии
Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии О упокоении, записки в храм Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери