Погребение, отпевание

У Бога все живы. Православный обряд погребения

Добрый день, дорогие наши посетители!

Все мы, рано или поздно, столкнемся со смертью наших родных и близких, и то, как мы проводим наших усопших в последний путь, невероятно важно для них, ибо наша молитва может помочь нашим усопшим в прохождении мытарств и в обретении Райских обителей. Очень важно заранее знать, как, например, молиться за умирающего человека? Или как читать канон над умирающим человеком? Или для чего читается отходная?

При конце жизни человека, при его отходе из этого мира над ним читается особый канон — собрание песен-молитв, составленное по определенному правилу. “Канон”— слово греческое, в переводе означает “правило”.

В “Православном молитвослове” этот канон называется: “Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго”. Этот канон читается “от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати” (говорить), обыкновенно он называется отходною (молитвою). Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык:

“Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает: потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево” (Песнь 6).

“Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня,неприготовленного,к долгому страшному пути: да сопутствует мне Твоя милость, Владычице” (Песнь 7).

“Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безуместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом” (Песнь 9).

Окончание

Как читать канон над умирающим человеком? Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: “иерей” (священник), “Молитва от иерея глаголемая” или “Посем начинает иерей” — мирянами не читаются.

Канон начинаем читать с предначинательных молитв, кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. По Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному в молитвослове порядку.

В каноне девять песен. Вторая песня не читается. В каждой из песен есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в Песне 1. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит “Слава“, то читать следует: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, если “И ныне” — “И ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

В конце канона читают молитвы: Достойно есть…, Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне… Господи, помилуй (трилсды).

Окончание

Для чего читается отходная? В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха и томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется от страха и трепещет при виде их.

Канон читается родными или близкими над умирающим человеком, чтобы облегчить душе выход из тела. Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, дабы, попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвою облегчить не столько телесные, сколько душевные его страдания.

Святая Плащаница, погребение

ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ

Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение

Окончание

Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Тела Христова. В развалинах этого, некогда величественного храма, носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (Кар. 6, 15-19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (Кор. 15, 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Святой Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от Богопросвещенных апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас по смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лице Божие по Воскресении.

Омывать тело нужно теплою водою, но не горячею, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое (“Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”) или “Господи, помилуй”. В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой (или губкой).

После омовения тело христианина одевают в новые светлые чистые одежды. Новые одежды указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (Кор. 15, 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по Воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван. Если вдруг на человеке не было креста, то обязательно надевают крест.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают икону (или крест), для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (имел всегда) Господа пред собою, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святою водою тело умершего и ковчег его (гроб) извне и изнутри. Можно окадить и ладаном, затем тело переносят во гроб. На чело (лоб) умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее.

Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: “Трисвятое”. Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец (Тим. 4, 7, 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область света – в лучшую загробную жизнь.

Окончание

Как молиться о человеке в первые дни после смерти? Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый “Последование по исходе души от тела” (см. “Православный молитвослов”). Если человек умер не дома, и тела его дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Читать канон следует с предначинательных молитв, затем псалом 90, далее — по порядку. Как и предыдущий канон, “Последование” разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): “Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)” с прибавлением полного имени усопшего (усопшей).

Канон читается “за единоумершаго”, то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев “Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя покойного)“, произносить еще имена или недавно умерших знакомых, или родителей, родственников и т. п. Канон читается только за него одного.

В конце “Последования” находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: “Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестры нашей) (имярек)…”. После этой молитвы читают: “Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей), (имярек), Господи”.

“Последование” читается от лица усопшего (ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего (ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела. Вот молитвенные прошения из этого канона. “Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение” (Песнь 5). “Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную, суетными привязанностями к земной жизни” (Песнь 4). “Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его (умершего)” (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в “Православном молитвослове”. Псалтирь начинают читать с прошения: “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь”. Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Царевн и Богу нашему”.

После этого призыва читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом Слава…, трижды говорится: “Аллилуиа! (трижды) Слава Тебе, Боже!” и повторяется молитвенное прошение за усопшего из “Последования”: “Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…” После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й, и т. д.)

В каждой кафизме трижды читается “Слава”, следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего. Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина во все то время, доколе умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем.

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее, как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида, как бы произносится запечатленными устами самого усопшего. Он как бы сам из гроба умоляет милосердие Божие о своем помиловании.

Окончание

Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают “Последование по исходе души от тела”.

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”, в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Окончание

Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники. По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: “Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: Ты — земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”.

Но несмотря на множество грехов, человек не перестает быть “образом славы Божией”, а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Ero неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. “Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная”.

Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека (1 Фее.4,13-17). Наконец, Сам Иисус Христос, устами священника, утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна (Ин. 5, 25-30).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этою молитвою разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку умершего его родными или близкими.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв): “Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…” В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: “Приходите, братья! дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот, он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся… Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его”.

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землею (или чистым речным песком) со словами: “Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней”. Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают. При выносе гроба с телом из храма поется Ангельская песнь — Трисвятое. Лицо умершего обращают к выходу.

Окончание

Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.

Окончание

Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслию, с какой мы молимся на восток, — в ожидании наступления утра вечности, или второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется Трисвятое. Все провожающие умершего в последний путь перед зарытием могилы бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: “земля еси, и в землю отыдеши” (Быт. 3, 19).

Крест, символ спасения, возвышается над могилою, всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сению креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

По кончине человека на тело его елей (освященное церковное масло) не возливают. Освященное масло используется при жизни православного во исцеление его души и тела: оно употребляется внутрь или же им натирают больные части тела. Умершему оно ни к чему.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться об его упокоении — все это благочестивое дело. Не надо брезговать участием в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Окончание

Молитвы за усопших. О упокоении.

Как помянуть усопших правильно?

Окончание

 << На главную страницу        Православный молитвослов >>