Муж и жена - непонимание

Как не навредить нашим близким на их пути к Богу?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Наверно, многие из нас испытывают горечь от того, что наши близкие, еще не открывшие для себя радость жизни во Христе, нас не понимают. Нередко над нами могут шутить, а то и откровенно не понимать, когда мы соблюдаем посты, вычитываем утренние и вечерние молитвы, ходим в Храм на богослужения, приступаем к Таинствам Исповеди и Святого Причастия.

Почему же наши близкие, родные нам люди, не могут быть снисходительны к нашей вере? Иногда, окружающие готовы нам простить все, любые промахи и проступки, на многое закрыть глаза, но только не на нашу веру, только не на наши религиозные чувства. Такое непонимание часто приводит к распадам семей и разрывом дружбы.

Как же совместить нашу церковную жизнь, с обычной жизнью наших родных и близких? Как правильно построить отношения между родными, близкими и друзьями? И кто виноват в том, что путь наших близких к свету жизни во Христе – так долог и медлителен? В этом нам поможет разобраться священник Димитрий Фетисов:

«Во-первых, Бог Себя никому не навязывает, хотя мог бы это сделать, заставив силой устрашения или хитрым принуждением повиноваться и поклоняться Себе. Но Он этого не делает, так как Он – Любовь, а какая же любовь в принуждении? Вместо навязывания Себя, Он лишь кротко стучит в двери наших сердец и, приглашенный, не гнушается войти в них, невзирая на вонь и жуткий хаос, царящие там. А некоторых людей, учитывая дар свободной воли, даже Бог не в силах (так как не желает нарушать свободную волю) исправить и призвать к Себе.

Мы же подчас ведем себя очень дерзновенно, навязчиво вызывая собеседников на религиозные разговоры и бесплодные диспуты. Не стоит забывать, что золото, то есть Слово Божие, нужно дарить только человеку, понимающему его ценность, хотя бы – искренно интересующемуся, но не туземцу, который ничтоже сумняшеся выкинет его, или легко променяет на стеклянные бусы оккультизма…

Муж и женаЕще не стоит, на мой взгляд, забывать, что, за редким исключением, у нас, недавно воцерковившихся, этого золота почти что и нет. Ни в плане интеллектуальном, то есть богословском и общегуманитарном, ни в плане аскетики. Чаще всего, мы лишь немного начитаны, и стоит только нам открыть любую статью, например, одного из самых выдающихся богословов XX века В.Н. Лосского, мы сразу же поймем, что наш богословский уровень, в лучшем случае, соответствует средним классам хорошей воскресной школы. Про аскетику я, исходя в первую очередь из личного опыта, вообще молчу.

Не станем забывать и известный парадокс: часто неофит, переживающий духовную весну, в глазах окружающих кажется более раздражительным, чем до обращения к Богу, нетерпимым и вообще – злобным. У этого феномена есть вполне объективное объяснение: неведомые страсти, годами скрывающиеся в потаенных уголках наших душ, встревоженные, выходят наружу, удивляя своими бурными проявлениями не только окружающих, но и нас самих.

А еще, при общении с неверующими родственниками, важно не ставить себе сразу глобальных задач, и не тешить себя несбыточными мечтами о том, как близкие вдруг начнут благочестиво поститься, благоговейно молиться перед трапезой и дружно ходить ранним воскресным утром в ближайший храм.

Первоочередная задача «домашнего апологета» – это даже не переубедить своего оппонента, тут же соделав его своим собратом во Христе (что само по себе является чудом, которое апостол Павел сравнивал с рождением у женщины ребенка, подчеркивая, какие великие трудности должен терпеливо перенести взявший на себя этот подвиг проповедник (см.:Гал.4:19). Хорошо, хотя бы для начала, показать, что ваша точка зрения не так уж глупа, как кому-то казалось ранее, и имеет право на существование.

Мне думается, что, мечтая о далекой перспективе воцерковления родственников, будет правильным смиренно рассчитывать на некий минимум, прося Господа, чтобы возлюбленный, но лишенный общения со Христом брат (отец, бабушка…) покаялся, призвав священника, хотя бы на смертном одре.

Но, пожалуй, самое сложное в деле домашнего миссионерства начинается тогда, когда у наших близких действительно появляется неподдельный интерес к православной вере. Здесь как никогда следует соблюдать известный педагогический принцип «не навреди», ведь рождение в жизнь вечную – это очень тонкое и трепетное таинство, в котором участвует Сам Господь. Мы же можем быть лишь орудием Божиим, причем, лишь в той мере, в какой способны стяжать добродетель смирения.

Очень часто мы поступаем как неразумные детки, которые, посадив семечку и полдня поливая ее, в определенный момент приходят и жалуются, что прошло много времени, а обещанный зеленый стебелек так и не показался… Бывает также, что нетерпеливые чада, подождав дня три и недоумевая, почему росток по-прежнему не показывается, выдергивают семечку и, удовлетворенно взглянув на проросший корень, втыкают обратно, тем самым окончательно губя растение или обрекая его на жалкое и хилое существование…

Нередко наблюдаю в храме, что стоит только прежде не верующему мужу в первый раз робко переступить церковный порог, как «благочестивейшая» супруга тут же обрушивает на него целую лавину всевозможных небесспорных рекомендаций, довольно грубо теребя только пробивающееся семя веры. И при этом заставляя его, главу семьи и мужчину, чувствовать себя очень неловко – чем-то вроде таракана, подъедающего крохи со стола счастливых сотрапезников – жены и ее духовника, слова которого с радостным лицом ретранслируются десятки раз на дню.

Ну а некоторые «герои духа» (или героини) начинают сходу предъявлять нововоцерковившимся нереальные требования, например самого что ни на есть строжайшего поста или других форм крайней аскезы, свойственных монахам-анахоретам, живущим в «расселинах земных».

Не так давно мне пришлось увещевать одну молодую барышню-неофитку, которая изводила своего мужа, купившего вместо развалюхи нормальный автомобиль, цитатами о нестяжании из «Добротолюбия». «Он же для вас старается, для безопасности вашей семьи в конце концов, а вы так неблагодарны и вашему замечательному мужу, и Богу», – сказал я. Молодая, беременная вторым ребенком «схимница» тут же возразила, процитировав что-то из Марка Подвижника про нестяжание, и только на мою рекомендацию не задавать первокласснику задач по высшей математике ответила, что немного поняла свою проблему. Я ей возразил несколько резковато, что у нее еще нет проблем, а если она считает, что есть, тогда надо поближе познакомиться с одной нашей прихожанкой, у которой муж нигде не работает и постоянно пьет, терроризируя всю семью.

Ссора в семьеК сожалению, весьма нередким осложнением неудачного домашнего миссионерства является разрушение семьи из-за супруги-неофитки, отказывающей своему невоцерковленному мужу в супружеских отношениях и считающей греховным даже совместный поход с ним в кинотеатр. Бес, как известно, не дремлет, и подходящая пара для досуга, не изводящая благочестивым «занудством», находится обычно довольно скоро…

Многие любят рубить с плеча, прикрываясь цитатой про то, что «враги человеку домашние его» (Мф. 10: 35–36), но слова Господа про «домашних врагов» относятся к совершенно крайним случаям, например принуждения к идолопоклонству или другому смертному греху (аборту и проч.). Поэтому ни в коем случае нельзя относиться к неверующим сродникам надменно и высокомерно. А кое-где можно и снизойти, например посидев вместе за новогодним столом или в воскресный день, откликнувшись на просьбы престарелых родителей, помочь перевезти тяжелые мешки картошки с дачи.

С невоцерковленными детьми всё еще сложнее, ведь они являются плодом нашего доброго, а иногда, к сожалению, и злого произволения, и моментально исправить уже во взрослом состоянии то, что закладывалось годами, невозможно. Как бы там ни было, но в любом случае лет с 14 (а может, и раньше) категорично заставлять ребенка поститься и посещать богослужения уже поздно. В идеале чадо само, видя благочестивую жизнь родителей, и воспринимая осмысленное участие в богослужении и пост, как элемент «взрослости», должно делать самостоятельные шаги в этом направлении.

Тем же родителям, которые переживают личную драму неприхода своих детей ко Христу или отхода от Него, я всегда советую почитать: «Исповедь» блаженного Августина, в которой он подробно описывает свой долгий путь к Богу и участие в этом пути его благочестивой матери святой Моники. Ей святитель Амвросий Медиоланский однажды сказал, утешая: «Не может погибнуть дитя стольких молитв». Впоследствии святитель крестил Августина, ставшего выдающимся епископом, столпом всего богословия западной Церкви…

Так что не стоит унывать, если наша домашняя проповедь не сразу приносит свои плоды. Но, помня о суперэффективных удобрениях долготерпения, смирения и кротости, избегая чрезмерного максимализма, будем аккуратно сеять благое семя Божиего Слова, и тогда, возможно, урожай однажды непременно порадует нас ни с чем не сравнимой радостью единства во Христе с нашими друзьями, родственниками и коллегами по работе».

Окончание

 Читайте также:  Неверующий муж. Что делать

окончание 2

<< На главную страницу                   на Семейную рубрику >>