Регламентирует ли Церковь способы интимных отношений супругов?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Регламентирует ли Церковь способы интимных отношений между венчанными мужем и женой, и если да, то на каком основании и где конкретно об этом говорится?
Отвечает протоиерей Максим Козлов:
«Наверное, отвечая на этот вопрос, разумнее сначала сказать о некоторых принципах и общих посылках, а потом уже опереться на некоторые канонические тексты.
Конечно же, освящая брак Таинством Венчания, Церковь освящает всецелый союз мужчины и женщины – и духовный, и телесный. И никакой ханжеской интенции, пренебрежительной по отношению к телесной составляющей супружеского союза, в трезвом церковном мировоззрении нет.
Такого рода пренебрежение, умаление именно физической стороны брака, низведение ее на уровень того, что лишь попускается, но чем, по большому счету, нужно гнушаться, свойственно сознанию сектантскому, раскольническому или внецерковному, а если и церковному, то только болезненному.
Это нужно очень четко определить и понять. Уже в IV–VI веках в постановлениях церковных соборов сказано, что один из супругов, уклоняющийся от телесной близости с другим по причине гнушения браком, подлежит отлучению от Причастия, если же это не мирянин, а клирик, то низвержению из сана.
То есть, гнушение всей полнотой брака, даже в канонах церковных, однозначно определяется как недолжное. Кроме того, в этих же канонах говорится, что если кто-то отказывается признавать действительность Таинств, совершаемых женатым священнослужителем, то таковой тоже подлежит тем же наказаниям и соответственно отлучению от принятия Святых Христовых Таин, если он мирянин, или лишению сана, если он клирик. Вот как высоко церковное сознание, запечатленное в канонах, вошедших в канонический свод, по которому верующие должны жить, ставит телесную сторону христианского брака.
С другой стороны, церковное освящение супружеского союза – это не санкция на непотребство. Как благословение трапезы и молитва перед едой – это не санкция на чревоугодие, на объядение и тем более на опивство вином, так же и благословение брака – это никоим образом не санкция на вседозволенность и пиршество тела: мол, делай все, что хочешь, в каких угодно количествах и в какие угодно сроки.
Безусловно, трезвому церковному сознанию, опирающемуся на Священное Писание и Священное Предание, всегда свойственно понимание того, что в жизни семьи – как и вообще в человеческой жизни – существует иерархия: духовное должно главенствовать над телесным, душа быть выше тела.
И когда в семье телесное начинает занимать первое место, а духовному или даже душевному, отводятся только те небольшие очаги или участочки, которые остаются от плотского, то это приводит к дисгармонии, к духовным поражениям и большим жизненным кризисам.
По отношению к этому посылу не нужно приводить специальных текстов, потому что, открывая Послания апостола Павла или творения святителя Иоанна Златоуста, святителя Льва Великого, святого блаженного Августина – любого из отцов Церкви, мы найдем сколько угодно подтверждений этой мысли. Понятно, что канонически она сама по себе не фиксировалась.
Конечно, совокупность всех телесных ограничений для современного человека может показаться достаточно тяжкой, но в церковных канонах нам указывается та мера воздержания, к которой христианин должен прийти.
И если в нашей жизни есть несоответствие этой норме – как и другим каноническим требованиям Церкви – мы, по крайней мере, не должны считать себя покойными и благополучными. И не быть уверены, что если мы воздерживаемся в Великий пост, то все у нас хорошо и на все другое можно не взирать.
И что если супружеское воздержание имеет место во время говения и накануне воскресного дня, то можно забывать о канунах постных дней, к которым тоже хорошо бы в результате прийти. Но путь этот индивидуальный, который, конечно же, должен определяться по согласию супругов и по разумному совету с духовником. Однако то, что путь этот ведет к воздержанности и умеренности, в церковном сознании определяется как безусловная норма по отношению к устроению супружеской жизни.
Что касается интимной стороны брачных отношений, то здесь важно не забывать, что для христианина приемлемы те формы супружеской близости, которые не противоречат главной ее цели, а именно – деторождению.
То есть, такого рода соединение мужчины и женщины, которое не имеет ничего общего с теми грехами, за которые были наказаны Содом и Гоморра: когда телесная близость совершается в той извращенной форме, при которой никак и никогда деторождение произойти не может.
Об этом также было сказано в достаточно большом количестве текстов, которые мы называем “правильниками” или “канонниками”, то есть недопустимость такого рода извращенных форм супружеского общения была зафиксирована в Правилах святых отцов и отчасти в церковных канонах в уже более позднюю эпоху средневековья, после Вселенских Соборов.
Но повторю, так как это очень важно, сами по себе плотские отношения мужа и жены греховными не являются и как таковые церковным сознанием не рассматриваются. Ибо Таинство Венчания не есть санкция на грех или на некоторую безнаказанность по отношению к нему. В Таинстве не может быть освящено то, что греховно – напротив, то, что само по себе добро и естественно, возводится в степень совершенную, и как бы, вышеестественную.
Постулировав это положение, можно привести такую аналогию: человек, много поработавший, должно сделавший свой труд – не важно, физический или интеллектуальный: жнец, кузнец или же душ ловец, – придя домой, безусловно, имеет право на то, чтобы ожидать от любящей жены вкусного обеда, и если день не скоромный, то это могут быть и наваристый мясной суп, и отбивная с гарниром.
Не будет греха и в том, чтобы после трудов праведных, ежели сильно проголодался, и добавки попросить, и бокал хорошего вина выпить. Это и есть теплая семейная трапеза, взирая на которую Господь будет радоваться и которую Церковь благословит.
Но как это разительно отличается от тех сложившихся в семье отношений, когда муж и жена предпочитают вместо этого пойти куда-то на светский раут, где один деликатес сменяет другой, где рыба сделана так, чтобы иметь вкус птицы, а птица – вкус авокадо, и чтобы она даже не напомнила о своих природных свойствах, где гости, уже пресытившись разнообразными яствами, начинают перекатывать зернышки икры по небу, чтобы получить добавочное гурманское удовольствие, а из предложенных горами блюд выбирается когда устрица, когда ножка лягушки, чтобы еще как-то пощекотать свои притупившиеся вкусовые рецепторы иными чувственными ошущениями, а потом – как это уже с античных времен практикуется (что очень характерно описано в пире Тримальхиона в “Сатириконе” Петрония) – привычно вызвав рвотный рефлекс, освободить желудок для того, чтобы не испортить себе фигуру и суметь побаловаться еще и десертом. Такого рода услаждение себя пищей – чревоугодие и грех во многих отношениях, в том числе и по отношению к собственному естеству.
Эту аналогию можно перенести и на супружеские отношения. То, что является естественным продолжением жизни, то добро, и в этом нет ничего скверного и нечистого.
А то, что ведет к поиску все новых и новых услаждений, еще одной, другой, третьей, десятой точки, чтобы из своего тела выжать некоторые дополнительные чувственные реакции, – это, конечно, есть недолжное и греховное и то, что не может входить в жизнь православной семьи».
Читайте также другие ответы на вопросы:
Интимные отношения – фундамент брака?
Как должны общаться супруги во время беременности жены?
<< На главную страницу на Семейную рубрику >>
А можно подробнее, где конкретно Церковь запрещает, к примеру, оральные ласки
// Подавляющее большинство священников их грехом не считает
Здравствуйте, Николай!
Протоиерей Максим Козлов пытается донести мысль о том, что мера должна быть во всем. И ведь это правильно. При этом завеса супружеского ложа закрыта для посторонних глаз и советов. Эти вопросы решаются супругами по обоюдному согласию.
Но когда на душе от чего-то тяжело, не спокойно, то, наверное, это неправильно, и лучше воздержаться. Слушайте свою совесть и сердце.
С Богом!
Да, только вот что делать, если один из супругов вообще не хочет понять, что неестественные супружеские отношения греховны (для него-то они нормальны)
Здравствуйте, Евгения!
Мы советуем Вам обратиться с данным вопросом к священнику. На вечернем Богослужении батюшка, во время Таинства Исповеди, сможет ответить на Ваш вопрос максимально точно, если Вы откроете ему тайны своей семейной жизни.
Помоги Вам Бог!
Если я правильно понимаю, то и тут нужно говорить о двух вещах: во-первых, не ударяться в крайности, и во-вторых, это такая область, которая отчасти индивидуальная – ну как с постом: не всем надо поститься по уставу афонских монахов, есть и иные варианты, так и тут – да, периодически надо воздерживаться, но как именно – личное дело мужа, жены и руководящего ими (или помогающего им?) духовника, определяемое “согласно местной специфике”.
Упомянутый петрониев отрывок о пиршестве получившего отпускную раба Трималхиона как раз и представляет собой гротескную критику рабских представлений о “хорошей жизни”, проявляюшееся как культ всяческих необузданных излишеств. А чего ещё может желать тот, чьё сознание только и полно примитивными представлениями, паранойей освобождения от ограничений и завистью к тем, кто имеет свободу (несмотря на то, что имеющие её всегда погнушаются необузданностью)? Оттого и имя этого отрицательного героя Трималхион означает “трижды мерзкий”, как это свойственно классицизму.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Истинная свобода человека – в том, что он своим духом, разумом, сознательной, идущей во пользу аскезой и Долгом себя и ограничивает, и направляет к лучшему, продуктивному, утверждающему.
Со всяким отклонением от такого пути нужно быть крайне осторожным, т.к. человек весьма слаб и нестоек: и повредить, и к пагубному склониться может. Ведь сколько и каких мощных людей сгубили разного рода пороки! А ведь они-то считали, что уж их-то точно они не одолеют… -Одолели. Да ещё и как. А мы-то с вами – им чаще всего и неровня, так что же нас ждёт…
Но всё же ограничения должны идти не от физической боязни, а из духовного отвращения, т.е. из страха Божия.
Благодарю Вас, отец Максим. -Просто и глубоко написано.
Позвольте ещё добавить известную мысль: “Тот, кто действительно знает, говорит просто о сложном, а кто нет – говорит сложно о простом”.