Болезнь и здоровье

Должен ли лечиться христианин, или же следует уповать лишь на чудо?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Многие из нас страдают тяжелыми болезнями и просят Бога об исцелении. И в этом они поступают правильно, ибо кого нам еще и просить о помощи в болезни, как не Самого Бога, Того, кто и попустил нам саму болезнь? Человек, просящий исцеления, должен дать себе отчет: для чего он просит себе здоровья? Для жизни во Христе или для угождения своей плоти? И, получив от Господа исцеление, достойно ли распорядится он своим здоровьем, не ввергнет ли себя в пучину пороков, страстей и грехов?

Болезнь нередко посылается Господом, как удержание от греха, ибо немощный человек не в состоянии совершить тех грехов, на которые он был бы способен, будучи здоров. Болезнь очищает душу от грехов, в горниле страданий истребляя самые корни страстей и греховных наклонностей.

Святые отцы учат нас благодарить Господа за любую болезнь, как за наивысшую милость Божию. Святые отцы и сами терпели и нам заповедали терпеть. И тот факт, что они стали святыми, красноречиво говорит нам о правильности данного им совета, так как их терпение привело их к святости и жизни вечной в Царствии Небесном!

Предлагаем Вашему вниманию поучительное слово архимандрита Рафаила (Карелина), утешительным образом являющее собой поддержку и ободрение страждущим болезнями:

«Часто люди спрашивают, должен ли лечиться христианин, или же следует лишь уповать на чудо? В Библии сын Сирахов говорит, что Бог соз-дал врача и мудрый не пренебрегает им (см. Сир. 38, 4). И святитель Василий Великий пи-шет: «Тело наше состоит из земли, и потому лечить его надо теми веществами, которые извле-каются из нее», — то есть травами, минералами.

В таком лечении греха нет. В то же время Церковь запрещает лечиться заговорами, оккультными средствами, магнетизмом, гипнозом. Сюда же можно отнести и так называемое лечение биотоками, которое распространено сегодня и явля-ет собой жалкую попытку подражания чудесам Спасителя. Некоторые говорят: «Но ведь помогает!» Помогает? Если и помогает, то лишь на время, а расплачивается за эту помощь человек страшной ценой: на всю жизнь на душе его остается клеймо, остается рана.

Сын Сирахов пишет, что во время болезни прежде всего на-до обратиться с молитвой к Богу (см. Сир. 38, 9). Под молитвой здесь подразумевается также покаяние и сознание своей греховности. Часто после чистосердечной и подробной исповеди человек чувствует не только духовное облегчение, но и прилив физических сил. А во время Таинства Елеосвящения прощают-ся человеку и те прегрешения, которые он не мог исповедовать по забвению или по множественности их — как, например, мысленные грехи. Поэтому Святая Церковь призывает чад сво-их ежегодно прибегать к Таинству Соборования в Великий Пост.

Некоторые считают, что болезнь посылается человеку исключительно, как наказание за его грехи. Однако это не совсем так. Есть особый Промысл Божий, который избирает человека как бы в жертву, человек страдает, но Господь дает ему светлейши венцы в Небесном Царствии. Это, можно так сказать, счастливые страдальцы.

Некий святой говорил: «Есть три подвига, равные между собой. Я видел пустынника, который изнурял свою плоть в посте, видел послушника, который отвергал свою волю и видел больного, благодарящего Бога за свою болезнь. Три эти делания равны, но, если бы меня спросили, чего я хочу, я выбрал бы третье из них».

Некогда в Киево-Печерскую лавру родители привезли больного ребенка — Пимена. Он лежал неподвижно, тело его было расслаблено. Родители просили монахов, чтобы они помолились об исцелении отрока. Среди иноков были великие святые чудотворцы, как, например, преподобный Феодосий Печерский. Весь монастырь молился за ребенка, но отроку было открыто, что болезнь его — по воле Божией, и отрок умолял Господа не исцелять его. И молитва ребенка была услышана, он остался болен на всю жизнь. Родители оставили Пимена в обители, иноки ухаживали за ним в течение многих лет — такова была любовь у древних Отцов. Тело ребенка — затем юноши — покрывали язвы и раны. В келлии, где он лежал, от смрада было трудно дышать, но Пимена посещали больные и страдальцы и по его молитвам получали исцеление. Он сам был неподвижен, как труп, но молитва его подавала исцеление другим.

Преподобный Пимен Многоболезненый

Преподобный Пимен Многоболезненый

Игумен лавры долго не решался постричь Пимена в монашество, не желая возлагать на страдальца новых тягот и трудов, Но иной был суд Божий. Однажды, когда Пимен был один в келлии своей, двери ее неожиданно распахнулись и внутрь вошли игумен с братией, в руках у них горели свечи. Игумен спросил: «Хочешь ли ты быть монахом?» Преподобный с радостью подтвердил свое желание. Тогда же игумен совершил над ним чин пострига…

А наутро братия, увидев Пимена облаченным в монашеское одеяние, сообщили об этом игумену. Тот был в недоумении и, узнав, что это «он» постриг Пимена, сказал: «Господь Ангелов послал, чтобы совершить волю Свою над Своим угодником». Однако монашество отнюдь не подало Пимену исцеления, тело его продолжало заживо гнить, но Пимен по-прежнему благодарил Бога за свою болезнь.

Перед смертью этого угодника Божия произошло два чуда: неожиданно для всех он встал с одра, посетил всех братий обители и простился с ними. Затем, когда преподобный Пимен умер, и из его ран, из которых прежде сочились сукровица и гной, стало истекать благовонное, миро, и воздух в келлии его наполнился неземным ароматом.

Этот святой не совершал монашеских подвигов поста, бдений, коленопреклонений; единственным подвигом его было благодарение Бога за посланную ему болезнь, а он явился перед Богом, наравне с великими святыми.

Некоторые спрашивают, как бы недоумевая и даже ропща на Бога: почему я болею всю жизнь? Конечно, мы всегда должны помнить, что болезнь наша может быть послана нам за грехи. Но нельзя забывать и о том, что, нередко, и болезни, и страдания – наивысшая милость, оказанная нам, и человек, претерпевший болезнь покорно и с благодарением, будет в Царствии Небесном благодарить за нее Бога, как за самую великую награду.

Но что же нам делать во время болезней? По примеру преподобного Пимена не молиться об исцелении и только терпеть? Нет, он знал волю Божию о себе, но мы не ведаем ее, поэтому мы должны принимать те средства, на которые благословляет нас Церковь, и в то же время говорить: «Господи, если Тебе угодно — исцели меня, а если нет — буди воля Твоя!»

Преподобной Елизавете, страдавшей тяжким, мучительным недугом, явился Ангел и спросил: «Хочешь ли, я исцелю тебя?» Но преподобная смиренно отвечала: «Я не хочу ничего — ни здоровья, ни болезни, я только лишь прошу Бога об одном: чтобы исполнилась на мне святая воля Его, ибо Он любит меня больше, чем я сама себя!»

Окончание

Читайте также о том: Где можно найти здоровье?

Окончание

<< На главную страницу               Советы по здоровью >>