Трудности подросткового возроста

Неверующие дети в верующей семье

Добрый день, дорогие наши посетители!

Что делать в такой ситуации, если родители воцерковились, а их дети не выявили желания приобщиться к Церкви? Нужно ли в таком случае заставлять детей ходить в храм? Нужно ли вообще заставлять детей выстаивать службы? Они же ничего не понимают, устают, а потом, быть может в следствии этого опыта, перестают ходить в храм?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Ребенок не хочет идти в храм. Присмотримся: если за этим стоит лень, то потакать ей нельзя, в таких случаях нужно твердо настоять на своем. Чтобы побудить ребенка ходить в храм, можно, на мой взгляд, прибегать и к наказаниям, и к поощрениям. Второе должно преобладать, ведь можно с помощью пряника, конфеты, просто похвалы создать в день посещения храма у ребенка праздничное настроение.

Наказывать за нерадение к храму тоже можно, ничего сомнительного в этом нет. Как вообще при воспитании ребенка наказание необходимо, так и при религиозном воспитании, в частности, тоже. Иначе, пока дети не достигнут определенного возраста, просто нельзя, поскольку ребенок еще не способен понять, что хорошо, а что плохо, и объяснять ему это пока бессмысленно. Но он способен уловить связь: плохой поступок — наказание, хороший поступок — поощрение. Этими рычагами мы и пользуемся.

Однако со временем нежелание идти в храм начинает означать уже нечто принципиальное — в какой-то степени, неверие. Вот в этом случае сила не аргумент. Побуждать к церковной жизни ребенка надо словом и делом, то есть своим примером, что, наверное, самое убедительное, хотя далеко не сразу дает плоды. Нужно показать, что посещение храма приносит в душу Благодать, а с нею — радость.

Для этого нужно всего навсего подойти к делу посещения храма не формально, а так, как должно. Уже дома начать готовиться к предстоящей встрече с Богом: создать особое настроение, подобающим образом одеться. Одним этим мы привлечем (пусть и неосознанное) внимание и интерес: «Ага, готовится, видимо, что-то особенное сегодня будет… У нее будет, а у меня – нет».

Далее. В храме мы занимаемся тем, для чего в храм и ходят, хорошенько молимся. В ответ на искреннюю сердечную молитву Господь подает душе человеческой особое тихое, светлое, благодатное состояние. Оно воспринимается человеком, как настолько родное, что часто даже не осознается. Теперь задача – донести его до дома нерастраченным. Это возможно.

протоиерей Александр ЛебедевВ старопрежние времена, если в семье не могли пойти в храм на службу все, то посылали кого-нибудь одного – чтобы «благодати принес». И вот тогда ваше чадо, видя происходящее, задумается (дай-то Бог): «Чего это мама сегодня такая? Почему ей доступны такие состояния души, а мне – нет? Не обидно ли? Чем я хуже?» Это самый надежный, хотя и самый трудный способ убеждения.

– Нужно ли вообще заставлять детей выстаивать службы? Они же ничего не понимают, устают, а потом, быть может, от этого и перестают ходить в храм?

– Склонен согласиться. Действительно, принуждение детей к долгому и утомительному для них выстаиванию служб, может вызвать внутреннее восприятие всего церковного, как «принудиловки». Есть даже такая церковная пословица: «Невольник (в смысле — принужденный человек) — не богомольник».

Поэтому дети должны присутствовать на службе столько, сколько смогут. Так оно обычно и бывает: сначала малышей приносят просто к Причастию, потом немного ранее, еще ранее и так далее.

Если родители в храме с детьми бывают не от случая к случаю, а, как заповедано, еженедельно, то дети постепенно и естественно втягиваются в церковную службу, не тяготятся ею и не капризничают.

Присутствие детей на службе не бывает для них бесполезным. Да, они многого из происходящего не понимают, однако это не значит – не воспринимают. Ведь церковная служба воздействует не только на рассудок человека, но и на все его чувства: церковная живопись – на зрение, песнопения – на слух, особо испеченный хлеб (просфора) – на вкус, запах ладана — на обоняние, свежесть святой воды – на осязание. Насколько обогащается маленький человек, всем своим существом воспринимая и богослужение, и сообщающуюся в таинствах благодать Божию!

Такое восприятие Православия просвещает и ум, и душу, и тело человека. Когда-то своего двухгодовалого сына (присутствие на службе, кстати, ему было не в тягость, разве что на руки просился) я однажды спросил перед вечерней молитвой: «Ты любишь Бога?» – «Люблю» – «А Бог тебя любит?» – «Любит».

Откуда малыш это знает? Никто ему этого не объяснял. Еще интересней вопрос: откуда он это чувствует? Откуда у него чувство любви к Богу? Смог бы он ответить так же, если бы вместо участия в церковной службе смотрел рекламу по телевизору? Значит, дети способны многое понимать и знать, просто способ приобретения этого знания нам, взрослым, непонятен».

Окончание

 Читайте также статьи на затронутую тему:

Почему дети перестают тянуться к Богу?

Нужно ли заставлять ребенка стоять на службе?

Заглавие

  << На главную страницу                   на Семейную рубрику >>