Обида, уныние

Отчего болит душа?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Отчего болит душа? За что наказывает Господь? Как сохранить душевный мир? Как стяжать дух мирен? Что делать, если потерял душевный мир, любовь, если с каждым днем становишься все хуже и хуже, и кажется, что уже душа умерла и никак не воскреснет…

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Бывает, встретишь знакомого: вид у него понурый, голова опущена, ни на кого не смотрит, что ни скажешь ему, – ничему не радуется, ничто его не интересует. “Что с тобой? Ты заболел?” – “Нет, я здоров, у меня болит душа… “

Тело свое мы видим, можем осязать. Видим раны и ссадины, чувствуем, когда болит сердце, почки. И тогда мы идем к врачу, и врач выписывает нам лекарства. Но что делать, когда болит душа? Как исцелить ее? Все, кому знакомы боль души, знают, что эту боль никакими снадобьями, напитками не залить. Душа мучается, страдает, часто даже тогда, когда в жизни есть все: работа, семья, достаток.

Отчего страдает душа? Оттого, что мы забыли о ней, не заботимся, не питаем. Тело мы моем, одеваем, кормим, а душу? Как тело не может обходиться без пищи, так и душа. Ей нужна духовная пища: молитва, чтение Священного Писания, добрые дела. Те, кто часто творят добро, знают, как умиротворяется душа после каждого благого дела. Недаром святые говорят: “сделал доброе дело – себе сделал”.

За чистотой тела мы следим строго. Представьте себе человека, который несколько десятков лет не мылся. С ним и общаться неприятно, и самому ему неловко появляться в обществе. Душа, как и тело, требует омовения. Сколько греховной грязи накопилось на ней, она уже задыхается, а у кого-то совсем пропитана грехом и не чувствует угрызений совести. И такой человек говорит: у меня все хорошо, я не грабил, не убивал, я – человек неплохой. У таких людей душа уже не болит, она для Бога и добрых дел мертва.

Но тем, у кого душа еще жива, кто способен чувствовать боль, есть возможность исцеления. Христос сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.2:28). Давайте остановимся, проанализируем всю свою жизнь, вспомним, кому мы причинили зло (делом, словом, помышлением), кого осудили, оклеветали, обманули, – все это осквернило душу, нанесло глубокие раны.

Иные страдают из-за больного самолюбия, тщеславия, гордыни; допустим, человек способный, а все таланты приписывает только себе, забывая, что их даровал Господь, и заслуги в том самого человека никакой нет. Кто-то раздражается, обижается, а то и скандалит… Так и множатся наши грехи, а значит, и раны душевные. Тогда и надо обратиться к духовному врачу – священнику, придти в духовную лечебницу – Церковь, и на исповеди в Таинстве Покаяния рассказать все Господу в присутствии священника. Господь через священника прощает нам грехи и дает благодатные силы на борьбу с грехом. В покаянии мы очищаем душу, добрыми делами залечиваем раны, а молитвой – питаем…

Господь – полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает.

Архимандрит Амвросий (Фонтрие)Слово «наказание» имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно – не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался – на него заводят дело в милиции. Украл что-то – то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

Как сохранить душевный мир? Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне – по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были – с пороками и страстями – такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы – в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

Как стяжать дух мирен? Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике – ну никак не получается! Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка – он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит.

Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытого дверь слышит: «Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа – я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!” Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан – отступник – злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана – Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

– То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был – везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

Вот как рассуждали святые люди.

Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими – все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас – мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти.

Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше».

 

окончание

Что такое душа? Изложение Православной веры

Бессмертная душа. Стихи

окончание

 << На главную страницу             Вопросы священнику >>