Исповедь, Покаяние

О покаянии в мелочах

Мир Вам, дорогие наши посетители!

В дни поста мы должны принести Господу самое главное делание — покаяние. Но покаяние должно быть искренним – от души и от сердца. Мы можем глубоко переживать о наших серьезных грехах и проступках, но как воспринимать всерьез и глубоко каяться в ежедневных мелочах, то есть в таких грехах, которые и не замечаешь, и которые и за грехи-то мы не считаем?  Глупо, например, рвать на себе волосы только из-за того, что, например, проехал на автобусе без билета… Так как же приучить себя каяться в мелочах, и не просто машинально перечислять эти мелочи на исповеди, а относиться к ним серьезно и без иронии?

На данный вопрос отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Прежде всего, хотелось бы предостеречь от классификации грехов по принципу их величины. Один большой камень, несколько кирпичей или мешок с неисчислимыми песчинками — что мы ни привяжем на шею человека, эти тяжести одинаково увлекут его на дно. Так и с грехами — губительны все до единого.

Кроме того, человеческие инструменты по измерению грехов очень несовершенны и далеко не совпадают с эталоном мер Бога. Например, среди людей считается, что слово «весит» меньше, чем дело, грех языком простительней греха руками. Но вспомним разбойника на кресте — несколько его слов перевесили всю его греховную жизнь, а он в течение этой жизни наверняка и убивал, и грабил. Или вспомним молящегося фарисея из притчи: несколько слов его молитвы (молитва, казалось бы, хорошее дело) свели на нет плоды его добродетельной жизни (см. Лк. 18, 9 — 14). Так и мы, разделяя грехи на большие и малые, рискуем жестоко ошибиться. Не забудем, на кону — наша жизнь, вечная жизнь.

протоиерей Александр ЛебедевГрехи, которые мы ощущаем, как мелкие, как правило, самые въедчивые, от них очень трудно избавиться. Есть притча о некоем старце, позвавшем двух своих учеников и наказавшем одному принести с берега реки самый большой валун, который он сможет поднять, а другому — мешок мелких камней.

Когда оба ученика справились с заданием, он предложил им вернуть камни на свое место. Ученик с большим камнем справился быстро, второй ученик так весь день и ходил с мешком, а затем вернулся к старцу и признался в своем бессилии выполнить послушание. Так и с грехами. Раскаявшийся, например, в убийстве, человек имеет неизмеримо боль ше шансов не вернуться к нему, нежели раскаивающийся, допустим, в осуждении.

Рвать на голове волосы из-за безбилетного проезда, согласен, странно, но размышления над причиной этого грешка вполне могут дать повод для такого поведения. Представим себе людей, купающихся у берега моря. Вдруг все они стали поспешно из моря выбегать, и лишь один купальщик остался в воде. На его вопрос, чего вы все испугались, люди указали на рассекающий волны треугольный плавник. «Какая ерунда! — заявил упрямец. — Эта штуковина и всего-то размером с ладонь, нашли чего бояться!» Бедняга, видимо, не знал, что в море водятся акулы. Вывод из притчи сделать нетрудно: все серьезней, чем может показаться.

Давайте попробуем проанализировать причину безбилетного проезда. Конечно, для этого может быть несколько различных причин, но предположим, что в данном случае это жадность. Ну, пожадничал человек, бывает. А теперь посмотрим, насколько глубоко жадность в нас укоренилась: как часто мы от себя что-либо отрываем и другим отдаем, не пытаемся ли мы милостыню заменить подачками, не давит ли нас жаба, когда нам приходится жертвовать чем-то по-настоящему значительным, не стремимся ли мы брать что получше себе, а не оставлять другим?

Можно еще поэкспериментировать: отказать себе в каком-то удовольствии, например, поехать «на юга» в отпуск, а отложенные с этой целью деньги потратить на дела милосердия. Слабо? Вот и получается, что проезд «зайцем», подобно плавнику акулы, — лишь малая часть хищной и жадной гадины, которая скрывается в глубинах нашей души – страсти сребролюбия. Так что есть все поводы серьезно задуматься о своей безопасности».

окончание

Для чего нужны пост и покаяние

Боже, будь милостив к нам грешным!

Окончание 8

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>