Как вести себя верующему врачу?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Сегодняшний вопрос (и ответ на него) затронет тему медицины.
Нынешнее время плодотворно действует не только на религиозную составляющую людей, но, к сожалению, толкает на искушение богатством и материальным благам.
Во врачебной службе эти искушения проявляются с особой силой. Отсюда вопрос: Как себя вести молодому православному врачу в современном мире среди неверующих коллег и пациентов, в условиях того, что медицина стала бизнесом, а не искусством (по древнему латинскому изречению)? К чему должен стремиться православный врач? Каковы должны быть особенности духовной жизни верующего врача? Надо ли скрывать от своих коллег свою веру, или надо открыто именовать себя православным христианином? И как врачу, делавшему аборты, искупить сей грех?
На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил Карелин:
“Верующий врач должен ясно осознавать тупики современной медицины; один из них – узкая специализация, второй – химиотерапия, которая сама стала причиной многих заболеваний, особенно гормональной и иммунной систем. Врач должен стремиться иметь широкий профиль, подобно прежним земским врачам, то есть видеть перед собой не изолированный больной орган, как некую абстракцию, а живой, целостный человеческий организм.
Нередко, назначая химические средства, врачи забывают о последствиях такого лечения, о том, что полученный эффект может быть сопряжен с возникновением других болезней. Поэтому, врач должен иметь в виду возобновление жизнедеятельности человека, а не подавление симптомов болезни, которое многие считают за успех лечения. Вообще, из-за массы недостаточно проверенных временем лекарств и компьютерной диагностики врач перестает видеть самого больного и последствия лечения.
Для верующего врача необходимо овладеть искусством общения с больным, то, что уже Гиппократ называл лечением словом. Верующий врач, как написано в Библии, в Книге Иисуса, сына Сирахова (38,1-15), должен молиться о больном, и тогда Господь даст ему успех.
Верующий врач должен быть честным с больным и не скрывать от него настоящей картины болезни. В этом отношении больной должен стать не только пациентом, но и союзником врача в совместном лечении даже самого опасного заболевания.
Верующий врач должен бороться за жизнь больного до самого конца, зная, что каждый день – это время для приготовления к вечной жизни, и если смерть будет преждевременной или внезапной, чего желают себе многие неверующие люди, то больной не сможет принести нужного покаяния.
Верующий врач должен напоминать больному христианину о Таинствах Церкви, которые способствуют исцелению души и тела или приготовлению к христианской кончине. Для верующего врача, понимающего опасность злоупотребления химическими препаратами в современной медицине, очень полезно параллельно со своей практикой изучать фитотерапию, гомеопатию и народную медицину, как возможность альтернативного или параллельного лечения.
Верующий врач должен относиться к неверующим и иноверцам так же, как к христианам, не делая в этом отношении различия. В беседе с неверующим можно коснуться вопросов веры только тогда, когда инициатива исходит от самого больного.
В общении с коллегами не надо скрывать свою веру, как бы боязливо прятать ее. В то же время, не следует внешне показывать свою религиозность, помня, что в большинстве случаев неверующий вовсе не нейтрален к религии, а настроен против нее. Поэтому внешне проявляя свою религиозность, врач может услышать оскорбление или колкое слово по отношению к тому, что для него свято. А в принципе, и на работе, и дома надо стараться быть самим собой и не порабощаться психическому воздействию окружающей среды.
Вопрос врача
– Как Вы считаете, что лучше выбрать: продолжать мне работать врачом – то, что я люблю и, надеюсь, умею делать, получая профессиональное удовлетворение, – в коллективе с деспотичной главврачом и задержками маленькой зарплаты, или уйти работать медицинским представителем за очень хорошие деньги, социальный пакет – но что абсолютно противоречит моему внутреннему устроению и желанию? Но тогда я смогла бы помогать своим родителям, своему храму, приобрести какие-то блага для нашей семьи?
– Вопрос заключается в том, насколько ваша работа медицинским представителем свободна от действий, противоречащих совести христианина, например распространение противозачаточных средств, реклама сомнительных, то есть недостаточно проверенных лекарств и т.д. Если таких «противопоказаний» нет, то можно на время пойти работать медицинским представителем, а затем снова вернуться к практике лечащего врача в более слаженном коллективе.
Может быть, новую работу вам удастся совместить с небольшой частной практикой, где вы, будучи независимы ни от кого, можете оказывать бедным даровую помощь. Работать с «деспотическим» начальником – это опасность самой нажить невроз. Впрочем, поступайте по обстоятельствам и велению вашей совести.
О враче, делавшем аборты
– Я врач, и в молодости пришлось делать по службе аборты, в чем и раскаиваюсь. Как мне искупить этот грех? Мой духовный отец сказал, что вина моя невелика, так как действия мои не выбирались мною, а были необходимы?
– К сожалению, я не могу согласиться с вашим духовным отцом, что ваша вина – как совершителя аборта – невелика. Вы отнимали жизнь у человека ради того, чтобы остаться на службе. По-христиански, надо было отказаться от аборта, если нужно – даже пожертвовать службой. Уменьшает вашу вину то, что вы в то время недостаточно осознавали аборт, как убийство человека, и вообще не были воцерковленным христианином.
Разумеется, повторить этот грех теперь было бы для вас намного большим преступлением. Вы спрашиваете, чем искупить этот грех? Старайтесь по мере возможности убеждать людей не совершать его, а также помогать людям, которые хотят иметь ребенка, но им трудно оплатить роды. Помоги вам Господи”.
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Подскажите, пожалуйста.
Услышала очень странное мнение психолога (правда, неправославного, откровенно именующего себя атеистом), о том, что она ненавидит и боится уверенных в себе людей, имеющих свое мнение. Так же было высказано ею, что уверенные в себе люди имеют низкий интеллект, и не развиваются ни духовно, ни еще как-либо.
*Уверенными людьми она называет вовсе не зарвавшихся хамов, которые любят пускать пыль в глаза, и которые мало кому приятны, а просто людей, имеющих свое мнение по какому-либо поводу. И не подверженных самокопанию и самоугнетению. Сразу оговорюсь, что термин “самокопание” у нее не имеет ничего общего с христианской совестью, чувством вины за грехи, а ее беспокоит, например, чужое мнение о картине в музее. Или тот факт ,что Волга не совсем впадет в Каспийское море, а конкретно в залив…
Сразу подумалось о православном христианине: представляете, если он не уверен в своих моральных принципах? Да и вообще, когда человек не уверен, что плохо, а что хорошо?
Как думаете, прав такой психолог? Стоит ли ее слушать? Меня посещают мысли, что у нее самой духовные проблемы.
Здравствуйте, Яна!
У каждого человека есть свое мнение, у нее такое. Если Ваше мнение не совпадает по духу с ее мнением, Вы не обязаны его принимать или спорить и тем более осуждать.
И у православного христианина тоже есть выбор, как ему думать. Но православные осознавая себя в вопросах истины не компетентными, не стесняются узнать о истине у тех людей, которые напрямую с Истиной общались, либо у тех которые жили по этой истине. В течение всей жизни, в поисках ответа на те или иные вопросы, жизненные ситуации, мы постоянно обращаемся к святым апостолам, перечитывая их Деяния и Послания, Святое Евангелие. Нам никак нельзя без чтения святых отцов, которые сами прошли путем истины, и оставили нам подробнейшие объяснения, письма о том, как следует жить в духе Божием.
Мы всегда стоим перед выбором. В том числе перед выбором принимать или не принимать то или иное мировоззрение или мнение. Для православного христианина лучшим индикатором всегда остается Священное Писание и творения святых отцов. В них мы можем узнать об истине и с помощью них можем научиться различать добро от зла.
С Богом!
Спасибо огромное. Я вот тоже так думаю.
Так ведь никто из святых отцов не заморачивался впадением Волги в Каспийское море и не переживал из-за разных взглядов на произведения искусства. Думаю, им были полезны те знания, которые помогали творить добро и приближаться к Богу. Многие из них не обладали знаниями о мире, какими сейчас обладают люди, не учились в институте, и уж точно не имели интернет под рукой. Однако, они были мудрее всех нас, и говорить, что они “не развивались” совершенно не правильно, а даже грешно.
А истинное знание о нашем мире все равно доступно только Богу. В конце концов, он творец и хозяин этого мира. и что-то мне подсказывает, что… ну вот не спросит меня Бог на суде, что я думаю о картине Пикассо.