Православные врачи

Как вести себя верующему врачу?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Сегодняшний вопрос (и ответ на него) затронет тему медицины.

Нынешнее время плодотворно действует не только на религиозную составляющую людей, но, к сожалению, толкает на искушение богатством и материальным благам.

Во врачебной службе эти искушения проявляются с особой силой. Отсюда вопрос: Как себя вести молодому православному врачу в современном мире среди неверующих коллег и пациентов, в условиях того, что медицина стала бизнесом, а не искусством (по древнему латинскому изречению)? К чему должен стремиться православный врач? Каковы должны быть особенности духовной жизни верующего врача? Надо ли скрывать от своих коллег свою веру, или надо открыто именовать себя православным христианином? И как врачу, делавшему аборты, искупить сей грех?

Конец - окончание

На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил Карелин:

“Верующий врач должен ясно осознавать ту­пики современной медицины; один из них – узкая специализация, второй – химиотерапия, которая сама стала причиной многих заболе­ваний, особенно гормональной и иммунной систем. Врач должен стремиться иметь широ­кий профиль, подобно прежним земским вра­чам, то есть видеть перед собой не изолиро­ванный больной орган, как некую абстракцию, а живой, целостный человеческий организм.

Нередко, назначая химические средства, вра­чи забывают о последствиях такого лечения, о том, что полученный эффект может быть со­пряжен с возникновением других болезней. Поэтому, врач должен иметь в виду возобновление жизнедеятельности человека, а не подавле­ние симптомов болезни, которое многие счита­ют за успех лечения. Вообще, из-за массы не­достаточно проверенных временем лекарств и компьютерной диагностики врач перестает ви­деть самого больного и последствия лечения.

Для верующего врача необходимо овладеть искусством общения с больным, то, что уже Гиппократ называл лечением словом. Верую­щий врач, как написано в Библии, в Книге Иисуса, сына Сирахова (38,1-15), должен молиться о больном, и тогда Господь даст ему успех.

Верующий врач должен быть честным с боль­ным и не скрывать от него настоящей карти­ны болезни. В этом отношении больной дол­жен стать не только пациентом, но и союзни­ком врача в совместном лечении даже самого опасного заболевания.

Верующий врач должен бороться за жизнь больного до самого конца, зная, что каждый день – это время для приготовления к вечной жизни, и если смерть будет преждевременной или внезапной, чего желают себе многие неве­рующие люди, то больной не сможет принес­ти нужного покаяния.

Верующий врач должен напоминать больному христианину о Таинствах Церкви, которые способствуют исцелению души и тела или приготовлению к христианской кончине. Для верующего врача, понимающего опас­ность злоупотребления химическими препа­ратами в современной медицине, очень полез­но параллельно со своей практикой изучать фитотерапию, гомеопатию и народную меди­цину, как возможность альтернативного или параллельного лечения.

Архимандрит Рафаил Карелин 2Верующий врач должен относиться к неверу­ющим и иноверцам так же, как к христианам, не делая в этом отношении различия. В беседе с неверующим можно коснуться вопросов ве­ры только тогда, когда инициатива исходит от самого больного.

В общении с коллегами не надо скрывать свою веру, как бы боязливо прятать ее. В то же время, не следует внешне показывать свою ре­лигиозность, помня, что в большинстве случа­ев неверующий вовсе не нейтрален к религии, а настроен против нее. Поэтому внешне про­являя свою религиозность, врач может услы­шать оскорбление или колкое слово по отно­шению к тому, что для него свято. А в принци­пе, и на работе, и дома надо стараться быть самим собой и не порабощаться психическому воздействию окружающей среды.

Вопрос врача

 – Как Вы считаете, что лучше выбрать: продол­жать мне работать врачом – то, что я люблю и, надеюсь, умею делать, получая профессио­нальное удовлетворение, – в коллективе с дес­потичной главврачом и задержками маленькой зарплаты, или уйти работать медицинским представителем за очень хорошие деньги, со­циальный пакет – но что абсолютно противоре­чит моему внутреннему устроению и желанию? Но тогда я смогла бы помогать своим родите­лям, своему храму, приобрести какие-то блага для нашей семьи?

– Вопрос заключается в том, насколько ваша работа медицинским представителем свобод­на от действий, противоречащих совести христианина, например распространение противозачаточных средств, реклама сомнительных, то есть недостаточно проверенных лекарств и т.д. Если таких «противопоказа­ний» нет, то можно на время пойти работать медицинским представителем, а затем снова вернуться к практике лечащего врача в более слаженном коллективе.

Может быть, новую работу вам удастся совместить с небольшой частной практикой, где вы, будучи независи­мы ни от кого, можете оказывать бедным да­ровую помощь. Работать с «деспотическим» начальником – это опасность самой нажить невроз. Впрочем, поступайте по обстоятель­ствам и велению вашей совести.

О враче, делавшем аборты

– Я врач, и в молодости пришлось делать по службе аборты, в чем и раскаиваюсь. Как мне искупить этот грех? Мой духовный отец сказал, что вина моя невелика, так как действия мои не выбирались мною, а были необходимы?

– К сожалению, я не могу согласиться с ва­шим духовным отцом, что ваша вина – как совершителя аборта – невелика. Вы отнимали жизнь у человека ради того, чтобы остаться на службе. По-христиански, надо было отказаться от аборта, если нужно – даже пожертвовать службой. Уменьшает вашу вину то, что вы в то время недос­таточно осознавали аборт, как убийство человека, и вообще не были воцерковленным христианином.

Разумеется, повторить этот грех теперь было бы для вас намного большим преступлением. Вы спрашиваете, чем искупить этот грех? Старайтесь по мере возможности убеждать людей не совер­шать его, а также помогать людям, которые хотят иметь ребенка, но им трудно оплатить роды. По­моги вам Господи”.

окончание

Медицина и религия

Окончание 8

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>