Вопросы священнику

Почему мир надо ненавидеть?

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

В Евангелии можно встретить слова, призывающие к нелюбви мира сего. Отсюда возникают вопросы: Почему мир надо ненавидеть? А как же любовь к ближнему, он ведь часть этого мира? Человек сотворен свободным, но до того, как узнал зло, он не мог выбирать между добром и злом. Получается, что свою свободу человек не может реализовать без зла. Стало быть, зло в нашей жизни необходимо, должно присутствовать? Оно так же нам необходимо, как добро? В чем разница между понятиями “мир” и “мирское”?

Окончание, Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Как и в предыдущем вопросе, мы сталкиваемся с ситуацией, когда одно и то же слово, может быть понято по-разному. Мир – это спокойные отношения между людьми (или группами людей, или государствами), то есть отсутствие войны, вражды. Никого из нас, ни Бог, ни Церковь, естественно, не призывают ненавидеть такое положение дел и разрушать такое спокойствие.

В других случаях, слово «мир» употребляют для обозначения совокупности всех существующих вещей: на Земле и в космосе. И в этом случае также речь не может идти о ненависти к миру, потому что он сотворен Богом, и поскольку Бог Благ, то и творение Его — добро. Вспомним слова Библии, завершающие описание дней творения: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31) Этот мир нельзя ненавидеть, более того, люди получили от Бога заповедь хранить и возделывать (преукрашать) его (см. Быт. 2, 15).

Но есть еще один смысл, которым наделяют слово «мир». Это совокупность человеческих отношений и интересов, лежащих ниже плоскости горизонта.

Человека, который не способен думать и заботиться ни о чем, кроме своего земного благополучия, мы назовем не «мирным», не «мировым», а – мирским. Вот этот мир – такое положение дел, которое низводит человека на уровень, хоть и очень сообразительного, но все-таки животного, – мы призваны ненавидеть.

«Не любите мира, ни того, что в мире», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 2, 15). «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4), потому что Бог не для скотоподобия нас сотворил. Он уготовал человеку Царство Небесное, а не животное прозябание, и любое сведение человека к низшему уровню – это попытка разрушить замысел Божий.

Нпротоиерей Александр Лебедеветрудно разглядеть, что призыв Бога и Церкви ненавидеть мир, не противоречит чувству любви к человеку, а опирается на него. Ведь, услышав этот призыв и борясь с мирской суетой, мы возвращаем себе истинное человеческое достоинство – достоинство носителя образа Божия, достоинство жителя Царства Небесного, которое, как известно, не от мира сего (см. Ин. 18, 36).

 – Человек сотворен свободным, но до того, как узнал зло, он не мог выбирать между добром и злом. Получается, что свою свободу человек не может реализовать без зла. Стало быть, зло в нашей жизни необходимо, должно присутствовать? Оно так же нам необходимо, как добро?

– Понятие свободы не сводится просто к свободе выбора и даже, как ни парадоксально может показаться на первый взгляд, противоположно ему.

Наверное, каждый из нас знаком с ситуацией выбора, чаще всего эта ситуация в большей или меньшей степени мучительна. Человек колеблется, взвешивает варианты и сомневается, очень часто просит совета (в том числе, и чтобы избежать ответственности за выбор), потому что, в большинстве случаев, стоящий перед выбором человек, сам не знает, чего хочет.

Человек же цельный, с определенными и твердыми убеждениями, не знает ситуаций выбора: есть другие варианты или нет – он будет действовать в соответствии со своими убеждениями, со своими желаниями. Но ведь это и есть свобода – поступать так, как считаешь нужным. И этой свободой – жить в соответствии со своей природой – человек в Раю обладал во всей полноте.

Несмотря на отсутствие зла (впрочем, даже благодаря этому отсутствию), жизнь его не была неполноценна, подобно тому, как не может быть названа неполноценной жизнь ребенка, который не знает, что такое зло и не запятнал себя грехом. Поэтому и говорил Христос: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3-4)”.

окончание

В чем разница между радостью и удовольствием?

Что по-церковному означает – страсть?

Сайт - Семья и Вера