Моисей, Египет, Фараон

Зачем было убито много детей при выселении евреев из Египта?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Десятая казнь для египтян была самой бедственной. Ангел Господень поразил всех первенцев египетских как среди людей, так и среди скота. Отсюда возникает следующий вопрос:

Неужели Бог не мог как-то иначе решить вопрос о выселении евреев из Египта? Зачем детей-то убивать? Бог и фараон выясняют отношения, но при чем тут другие — люди, вроде бы непричастные к этим «разборкам»?

Окончание, Заглавие

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно пояснить, о чем идет речь. Когда Господь Бог «вспомнил» о бедствиях Своего народа, находящегося в египетском рабстве, Он избрал из этого народа пророка Моисея и поручил ему вместе с братом – Аароном — возглавить некую освободительную миссию.

Моисей передал фараону повеление Божие об освобождении еврейского народа, но фараон не хотел ему подчиниться. Тогда Моисей сначала угрожал фараону карами за непослушание, а затем, по прямому повелению Божию, эти кары осуществил. Точнее будет сказать, что Моисей лишь предупреждал фараона о карах и пытался уговорить его, а бедствия на фараона и всю землю египетскую (так называемые десять египетских казней) посылались Богом.

Последняя казнь, сломившая, наконец, сопротивление фараона, — это умерщвление первенцев египетских. После соответствующего предупреждения «…в полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль (по всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. И призвал (фараон) Моисея и Аарона ночью и сказал (им): встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы» (Исх.12, 29-31). Без преувеличения — душераздирающее повествование. Так неужели Бог не мог как-то иначе поступить?

протоиерей Александр ЛебедевОтвет очевиден, хотя его сложно понять и принять, — да, не мог. Бог избрал наименее болезненный вариант решения задачи из всех возможных. Но все же: почему такой кровавый? Попытаюсь хоть в какой-то степени пояснить.

Бог обращается через Моисея к фараону с повелением отпустить Его народ. Если мы к кому-либо обращаемся, то, чтобы нас поняли, нужно говорить на языке, понятном собеседнику, использовать знакомые ему категории мышления. Вот и Бог, говоря с фараоном, приспосабливается к его мировоззрению. Каково же было мировоззрение фараона? Очень своеобразное и категоричное: я — бог! Я все могу!

Да, в Древнем Египте обожествляли фараонов, которые, я подозреваю, сами охотно разделяли мнение своих подданных о своем божественном происхождении. Чтобы фараон, этот божок, поступил по воле Божией, его было необходимо убедить, что он имеет дело с более могущественным богом, чем он сам.

В те времена сознание людей было политеистично, в их представлении боги могли обладать разной степенью могущества. Степени эти выяснялись, как правило, в личной схватке. Вот и Бог Авраама, Исаака и Иакова вынужден был меряться силами с богом-фараоном. Конечно, для наибольшей убедительности, победа должна быть одержана на территории противника и тем оружием, которое противник выбирает. Наверное, поэтому и вынужден был Бог убеждать фараона теми способами, которые для него были более доходчивы.

Бог и фараон выясняют отношения, но при чем тут другие — люди, вроде бы непричастные к этим «разборкам»?

Как я уже говорил, отношение народа к фараону было религиозно: люди ощущали себя не отдельными индивидуумами, а частичками народа, всецело принадлежащего богу-фараону, который имел все права на их имущество и жизни. Эти люди вверяли свои жизни фараону — подобно тому, как мы это делаем по отношению к Богу: «Да будет воля Твоя».

Ну и кто виноват, что они поставили не на того? Их доверие было обмануто, подобно тому, как, например, могут обмануться незадачливые туристы, поверившие ложной карте местности и забредшие в болото. Кто в этом виноват? Можно говорить, что виноваты сами: куда смотрели, о чем думали? Пожалуй, можно назвать произошедшее роковой ошибкой, но сваливать всю вину на Бога, на мой взгляд, все же нельзя».

К ответу отца Александра хотим добавить, следующий веский аргумент, который, быть может, и породил десятую египетскую казнь.

За несколько десятков лет до наступления десятой казни по приказу фараона стали убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. (Младенец-Моисей лишь чудом избежал умерщвления). Делалось это для того, чтобы численность еврейского народа не увеличивалась. Таким образом было убито великое множество безвинных младенцев, кровь которых легла на весь египетский народ. Посему десятая казнь была неким возвращением той жестокости, которую посеяли сами египтяне во главе со своим правителем — фараоном.

Окончание, конец

Пасха и исход евреев из Египта. Миша Романов

Существует ли Божественное предопределение?

Заглавие

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>