Благодать, луч света, облака, пейзаж, природа, горы

Есть ли благодать над неверующими?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Пополняя рубрику Вопросы священнику, размещаем ответы на следующие вопросы:

Есть ли благодать над неверующими?

• Какие существуют основные виды благодати?

• К чему нас призывает Бог?

• Для чего нам дана земная жизнь?

Окончание, Заглавие

Отвечает протоиерей Олег Стеняев:

«Есть в богословии представление о двух основных видах благодати. Это — благодать предваряющая и благодать оправдывающая, или освящающая.

Благодать предваряющая — распространяется на весь род человеческий независимо от религиозной принадлежности людей. Бог заботится и промышляет о всем роде человеческом. Его Промышление о нас следующее: сказано, что Бог«…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2,4).

Через заботу о каждом человеческом существе Бог проявляет Свое качество Любви (человеколюбия). Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех… » (Исх.34,6-7).

Такая предваряющая, т. е. призывающая ко спасению благодать Божия действует над каждым человеком. Предваряющая благодать — именно и есть божественный призыв к совести каждого человека.

Но! Как мы сказали выше, есть и оправдывающая и освящающая благодать, которая действует только в жизни верующих людей. В жизни тех, которые ответили на божественный призыв.

Такая благодать (освящающая и оправдывающая) действует только в жизни уверовавших во Христа Спасителя. Она, такая благодать, имеет не временное (как благодать призывающая, предваряющая) но вечное значение.

Протоиерей Олег СтеняевБог в настоящее время смиренно предваряет (призывает) души всех людей ко спасению. Сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3,20). Но не все готовы ответить на этот призыв! Есть люди, которые так и не ответят согласием на призыв веры. Свв. Отцы учат, что для таковых, и именно из за любви к ним, Господь попустил ад. Как можно прочитать у св. Исаака Сирина, «что даже бичуемые в аду испытывают бичевание любви. Мучения, исходящие от любви, то есть, мучения тех, кто осознал, что согрешил против любви, тяжелее и горше страданий, причиняемых огнем».

Не надо забывать, что по учению Церкви, свободная воля будет сохраняться у людей даже в аду. Познав бытие Бога в загробной жизни, но по своим преступлениям попав в ад, грешники возжаждут рая, и эта жажда причинит им невыносимые страдания. Они испытают такие угрызения совести, которые несравнимы ни с какими чувственными (телесными) страданиями. Не надо думать, что Бог виновник их страданий. Льюис писал: «Те, что в аду, сами выбирают его. Без этого собственного выбора ада бы не было… Врата ада заперты изнутри». Человек поселяется в аду уже в этой жизни, погружая свою душу в мир греха, страстей и искушений.

Равно и находящиеся в раю осознают, что рай начался для них еще на земле, когда они ответили на божественный призыв предваряющей благодати. В этом смысле в этой земной жизни Господь заботится о всем Своем творении, а в будущей жизни сугубо будет заботиться только об уверовавших в Него.

Впрочем, и попавшие в ад не будут полностью лишены промыслительной заботы о них со стороны Создателя. Они не захотели жить с Богом, отвергли Его во дни своей земной жизни, и Бог разрешил им жить в аду. Бог не ограничивает свободной воли человека, посему и сказано: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.2,11-12). Человек получит ровно то, что заслужил! Не больше и не меньше. Для этого нам и дана земная жизнь, чтобы мы сделали свой выбор или в добре, или во зле. Святитель Иоанн Златоуст говорит:«Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет».

Дух Святой в настоящее время сослужит и праведным, и грешным. В праведных Дух Святой усиливает стремление к праведности, а на грешников воздействует обличением их совести (если хотите, тормозит их жизнь во грехе).

Но никто не существует, и не существовал, и не будет существовать совершенно без Божией благодати. Если бы Бог отнял свою благодать от кого-нибудь, то его жизнь моментально прекратилась бы. Сказано: «ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян.17,28).

Окончание, конец

Что такое Святой Дух и Божественная благодать?

Как Богородица оставляет Свою благодать на иконах

Заглавие

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>