Всенощное бдение и Воскресная Литургия. Глас 5-й

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Воскресные Богослужения поделены на 8-мь гласов, которые меняют друг в течении всего церковного года. В нынешнем 2017 году 5-й глас выпадает на следующие даты: 25 февраля; 8 июля; 2 сентября; 28 октября; 23 декабря.

Очень важно посещать храм Божий в Воскресные дни для приобщения к общей соборной молитве. Но если по важным причинам Вы не можете посетить церковь, предлагаем к домашнему молитвословию аудиозапись воскресного Богослужения на 5-й глас, сделанную в Московской Сретенской обители.

Ниже прилагается и текст многих стихир 5-го гласа и воскресного канона.

ВЕЧЕРНЯ. ГЛАС 5-Й

Честным Твоим Крестом, Христе, / диавола посрамил еси, / и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси, / и спасл еси ны от врат смертных: / славим Тя, Единородне.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

[Священным Своим Крестом, Христе, / Ты диавола посрамил, / и воскресением Своим жало греха притупил / и спас нас от врат смерти. / Прославляем Тебя, Единородный.]

Воскресение даяй роду человеческому, / яко овча на заколение ведеся, / устрашишася сего князи адстии, / и взяшася врата плачевная. / Вниде бо Царь славы Христос, / глаголя сущим во узах, изыдите: / и сущим во тьме, открыйтеся.

[Воскресение Дарующий роду человеческому / как овца на заклание был приведен. / Устрашились Его князья ада, / и отверзлись врата горестные; / ибо вошел Царь славы – Христос, / возглашая тем, кто во узах: «выходите», / и тем, кто во тьме: «откройтесь».]

Велие чудо, / невидимых Содетель, за человеколюбие плотию пострадав, / воскресе Безсмертный. / Приидите отечествия язык, Тому поклонимся: / благоутробием бо Его от прелести избавльшеся, / в Триех Ипостасех Единаго Бога пети навыкохом.

[Великое чудо! Создатель невидимого, / по человеколюбию плотию пострадав, / воскрес, как Бессмертный. / Придите, племена народов, поклонимся Ему; / ибо мы, милосердием Его от заблуждения избавившись, / воспевать единого в трех Ипостасях Бога научились.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В Чермнем мори, / Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда: / тамо Моисей, разделитель воды: / зде же Гавриил, служитель чудесе. / Тогда глубину шествова немокренно Израиль; / ныне же Христа роди безсеменно Дева. / Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; / Непорочная по Рождестве Эммануилеве пребысть Нетленна. / Сый, и прежде Сый, / явлейся, яко Человек, / Боже помилуй нас.

[В Красном море / образ Невесты, брака не познавшей, / был начертан некогда. / Там – Моисей, разделитель воды, / здесь же – Гавриил, служитель чуда. / Тогда морскую глубину, не омочив ног, прошел Израиль, / ныне же Христа без семени родила Дева. / Море после прохода Израиля осталось непроходимым, / Непорочная по рождении Эммануила осталась неповрежденной. / Боже Сущий, – / и предсуществовавший, и явившийся как человек, / помилуй нас!]

Воскресные стихиры на стиховне, глас 5-й

Тебе, Воплощеннаго Спаса Христа, / и Небес неразлучившася, / во гласех пений величаем, / яко Крест и смерть приял еси за род наш, / яко Человеколюбец Господь, / испровергий адова врата, / тридневно воскресл еси, / спасая души наша.

[Тебя, воплотившегося Спасителя Христа, / и небес не оставившего, / мы голосами песнопений величаем; / ибо Крест и смерть Ты принял за род наш, / как человеколюбивый Господь; / разрушив врата ада, Ты в третий день воскрес, / спасая души наши.]

Прободеным Твоим ребром, Жизнодавче, / токи оставления всем источил еси, / жизни и спасения: / плотию же смерть восприял еси, / безсмертие нам даруя. / Вселив же ся во гроб нас свободил еси, / совоскресив с Собою славно, яко Бог. / Сего ради вопием: / Человеколюбче Господи, слава Тебе.

[Из пронзенных Своих ребр, Податель жизни, / Ты всем излил потоки / прощения, жизни и спасения; / плотию Ты принял смерть, бессмертие нам даруя; / вселившись же во гроб, Ты нас освободил, / со славою воскресив нас с Собою, как Бог. / Потому мы взываем: / «Человеколюбец Господи, слава Тебе!»]

Тропарь, глас 5-й

Cобезначальное Слово Отцу и Духови, / от Девы рождшееся на Спасение наше, / воспоим, вернии, и поклонимся; / яко благоволи Плотию взыти на Крест, / и смерть претерпети, / и воскресити умершия / славным воскресением Своим.

[Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, / от Девы родившееся для спасения нашего, / воспоем, верные, и поклонимся Ему, / ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, / и смерть претерпеть, и воскресить умерших / славным воскресением Своим.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, Двере Господня непроходимая; / радуйся, стено и покрове притекающим к Тебе. / Радуйся, необуреваемое пристанище и неискусобрачная, / рождшая плотию Творца Твоего и Бога. / Молящи не оскудевай о воспевающих / и кланяющихся рождеству Твоему.

[Радуйся, дверь Господня непроходимая! / Радуйся, стена и покров прибегающим к Тебе! / Радуйся, тихая пристань и Дева брака не познавшая, / родившая по плоти Творца Твоего и Бога! / Не переставай ходатайствовать о воспевающих / и почитающих Рожденного от Тебя.]

Воскресная песнь после Евангелия

Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному. / Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресению: / се бо прииде крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.

[Воскресение Христа увидев, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному. / Кресту Твоему поклоняемся, Христе, / и Святое воскресение Твоё поём и славим, / ибо Ты – Бог наш, / кроме Тебя иного не знаем, / имя Твоё призываем. / Придите, все верные, / поклонимся святому Христову воскресению, / ибо вот, пришла через Крест / радость всему миру. / Всегда благословляя Господа, / воспеваем воскресение Его, / ибо Он, распятие претерпев, / смертию смерть сокрушил.]

КАНОН ВОСКРЕСНЫЙ, ГЛАС 5-Й 

Песнь 1

Ирмос: Коня и всадника в море Чермное, / сокрушаяй брани / мышцею высокою, / Христос истрясе, / Израиля же спасе, / победную песнь поюща.

[Коня и всадника в Красное море / сокрушающий в битвах рукою вознесенною / Христос ниспроверг, / Израиля же спас, / победную песнь поющего.]

Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему.

Тебе терноносный еврейский сонм, / любве, Благодетелю, к Тебе не сохрань матерния, Христе, венча, / родоначальника разрешающа терновное запрещение.

[Приносящая терние Еврейская синагога, / любви материнской к Тебе, Благодетелю, не сохранив, / венец терновый возложила на Тебя, Христе, / избавляющего нашего родоначальника / от наказания тернием.]

Воздвигл еси мя падшаго в ров, / преклонься, Жизнодавче Безгрешне: / и моея злосмрадныя тли, Христе, претерпев неискушенно, / Божественнаго Существа миром мя облагоухал еси.

[Ты воздвиг меня, упавшего в ров, / без колебаний придя на помощь, Податель жизни, / и вынеся мое злосмрадное тление, / но им не задетый, Христе, / мvром Божественного естества меня облагоухал.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Разрешися клятва, печаль преста: / Благословенная бо и Благодатная, / верным радость возсия, / благословение всем концем цветоносящи Христа.

[Уничтожено проклятие, положен конец печали, / ибо Дева благословенная и благодатная / радость верным произвела, / как цветок произрастив благословение – Христа / всем концам земли.]

Песнь 3

Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, / и повесивый неодержимо тяготеющую / на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих, / Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.

[Утвердивший землю ни на чем велением Своим / и поднявший ее, тяжелую, без опоры! / На неподвижном камне заповедей Твоих / Церковь Твою утверди, / единый Благой и Человеколюбец!]

Желчь убо иже из камене мед ссавшии, / в пустыни чудодействовавшему Тебе принесоша, Христе: / оцет же за манну воз благодеяние Ти воздаша / отроцы Израилевы неблагодарнии.

[Из скалы меда напившиеся, / Тебе, чудеса в пустыне сотворившему, / желчь принесли, Христе; / а уксусом – как благодеянием за манну Тебе воздали / сыны Израиля неблагодарные.]

Иже древле световидным облаком покрываеми, / Живот во гробе Христа положиша: / но самовластно воскрес, всем верным подаде / тайно осеняющее свыше Духа сияние.

[Некогда световидным облаком покрываемые / Тебя, Жизнь, во гробе положили Христе; / но Своею властию воскреснув, / Ты всем верным даровал / таинственно осеняющее свыше Духа сияние.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ты Мати Божия несочетанно родила еси, / Иже от Нетленна Отца возсиявшаго, кроме болезней матерних: / темже Тя, Богородицу, воплощенна бо родила еси Слова, / православно проповедуем.

[Ты безбрачно сделалась Матерью / Бога, от Отца вечного воссиявшего, / и не испытала свойственных матерям страданий; / потому Тебя, как родившую воплотившееся Слово, / мы православно Богородицею исповедуем.]

Песнь 4

Ирмос: Божественное Твое разумев истощание / прозорливо, Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе: / во Спасение людей Твоих / спасти помазанныя Твоя пришел еси.

[Божественное Твое постигнув умаление / пророческим взором Аввакум, / с трепетом взывал Тебе, Христе: / «Для спасения народа Своего, / спасти помазанных Своих пришел Ты!»]

Яже от Мерры горчайшыя воды, / яко во образе проначертая Пречистый Крест Твой, Блаже, / греховное умерщвляющ вкушение, / древом усладил еси.

[Мерры горчайшие источники / Ты через древо сделал сладкими, Благой, / как на иконе предъизображая / Крест Твой пречистый, вкус греха уничтожающий.]

Крест за древо разумное, / за сладкую же пищу желчь, Спасе мой, приял еси, / за тление же смерти кровь Твою Божественную излиял еси.

[Крест за древо познания, / за приятную пищу – желчь / принял Ты, Спаситель мой; / а за тление смертное / кровь Свою Божественную пролил.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кроме убо сочетания зачала еси нетленно во чреве, / и без болезни родила еси, / и по Рождестве, Дева, Бога плотию рождши, сохранилася еси.

[Вне близости супружеской / Ты непорочно зачала во чреве, / и прежде мучений родила, / и после родов, Бога плотию родив, / Девою осталась.]

Песнь 5

Ирмос: Одеяйся Светом, яко ризою, / к Тебе утреннюю, и Тебе зову: / душу мою просвети омраченную, Христе, / яко Един Благоутробен.

[Облекающийся светом как одеждою! / К Тебе стремлюсь с рассвета и Тебе зову: / «Просвети душу мою омраченную, Христе, / как единый милосердный!»]

Иже славы Господь в неславне зраце, / на древе обезчещен волею висит, / о божественней мне славе несказанно промышляя.

[Господь славы в бесславном виде, поруганный, / добровольно висит на Древе, / Божественную славу мне / несказанно предуготовляя.]

Ты мя преоблекл еси в нетление, Христе, / тли смертныя неистленно плотию вкуш, / и возсияв из гроба тридневен.

[Ты облачил меня в нетление, Христе, / тления смертного нетленно / Своею плотию вкусив / и в третий день воссияв из гроба.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ты правду же и избавление нам рождши Христа без семене, / свободно содеяла еси от клятвы, Богородице, естество праотца.

[Ты правду и искупление – Христа, / без семени родив нам, Богородица, / свободной от проклятия соделала / природу праотца.]

Песнь 6

Ирмос: Неистовствующееся бурею душетленною, / Владыко Христе, страстей море укроти, / и от тли возведи мя, яко Благоутробен.

[Море, свирепствующее / страстей душегубительною бурею, / Христе Владыка, укроти / и от гибели возведи меня, / как милосердный.]

В тление поползся родоначальник, Владыко Христе, / преслушаннаго брашна вкуш, / и к животу возведен бысть страстию Твоею.

[В погибель впал наш родоначальник, / пищи ослушания вкусив, / но к жизни возведен, Христе Владыка, / страданием Твоим.]

Живот низшел еси ко аду, Владыко Христе, / и тление растлевшему быв, / тлением источил еси Воскресение.

[Ты, Жизнь, дошел до ада, Христе Владыка, / и гибелью для погубившего нас соделавшись, / через тление источил воскресение.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дева роди, и рождши пребысть чиста, / на руку носящаго всяческая, / яко воистинну Дева Мати понесшая.

[Дева родила и, родив, осталась чистою, / как воистину Дева-Матерь, / все Носящего на руках носившая.]

Кондак, глас 5-й

Ко аду, Спасе мой, сошел еси, / и врата сокрушивый яко всесилен, / умерших, яко Создатель, совоскресил еси, / и смерти жало сокрушил еси, / и Адам от клятвы избавлен бысть, Человеколюбче; / темже вси зовем: / спаси нас, Господи.

[Во ад сошел Ты, Спаситель мой, / и врата его сокрушив, как Всемогущий, / как Творец умерших воскресил с Собою, / и жало смерти уничтожил, [Христе,] / и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. / Потому все мы восклицаем Тебе: / «Спаси нас, Господи!»]

Икос

Услышавша жены ангеловы глаголы, отложиша рыдание, / радостны бывша и трепетны, ужас бо видеша, / и се Христос приближися к ним, глаголя: еже, радуйтеся, / дерзайте, Аз мiра победих, и узники свободих, / потщитеся убо ко учеником, возвещающа им: / яко варяю вы во граде Галилейстем, еже проповедати. / Темже вси Тебе зовем: спаси нас, Господи.

[Жены, услышав речи Ангела, / оставили плач, радости исполнившись, / и с трепетом созерцали воскресение. / И вот, Христос приблизился к ним, / возглашая: «Радуйтесь, дерзайте! / Я мир победил и узников освободил. / Поспешите же к ученикам, возвещая им, / что Я вас предваряю в Галилее, чтоб объявить о том». / Потому все мы восклицаем Тебе: / «Спаси нас, Господи!»]

Песнь 7

Ирмос: Превозносимый отцев Господь / пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия: / Боже, благословен еси.

[Превозносимый отцов Господь / пламень угасил, а отроков оросил, / стройно воспевавших: / «Боже, благословен Ты!»]

Плотию обложься якоже на удице льщения, / Божественною Твоею силою змия низвлекл еси / возводя вопиющия: Боже, благословен еси.

[Облекшись плотию, как бы приманкой на крючке, / Своею Божественною силою Ты змия ниспроверг / и из ада возвел взывавших: / «Боже, благословен Ты!»]

Земли непроходное осуществовавый составление, / во гробе покрывается плотию Невместимый. / Емуже вси поем: Боже, благословен еси.

[Сотворивший неизмеримый состав земли, / во гробе скрывается по плоти, Невместимый. / Ему все мы воспеваем: / «Боже, благословен Ты!»]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едину убо Ипостась во Двою Естеству, Всенепорочная / родила еси Воплощеннаго Бога. / Емуже вси поем: Боже, благословен еси.

[Единую Ипостась в двух естествах / Ты родила, Всенепорочная, – / Бога воплотившегося, Которому все мы воспеваем: / «Боже, благословен Ты!»]

Песнь 8

Ирмос: Тебе, Вседетелю, / в пещи отроцы, всемирный лик сплетше, пояху: / дела всякая, Господа пойте / и превозносите во вся веки.

[Тебе, всего Создателю, отроки в печи, / всемирное ликование составив, пели: / «Все творения, воспевайте Господа / и превозносите во все века!»]

Ты о вольней спасительныя страсти помолился еси чаши, якоже невольней: / два хотения, двема бо по коемуждо носиши существома, Христе, во веки.

[Ты о добровольной чаше спасительного страдания, / помолился как бы о невольной; / ибо Ты имеешь две воли, Христе, / соответственно двум естествам, вовеки.]

Твоим вседетельным схождением ад, Христе, поруганный / изблева вся, яже древле лестию умерщвленныя, / Тебе превозносящия во вся веки.

[Твоим, Творец всего, сошествием осмеяннный, / ад изверг всех, / некогда обманом умерщвленных, / Тебя, Христе, превозносящих во все века.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тя яже паче ума / богомужне Словом Рождшую Господа, и девствующую, / вся дела, Дево, благословим, и превозносим во вся веки.

[Тебя, непостижимо для ума, / по выражению нашему богомужно, / родившую Господа и девство сохранившую, / мы и все творения благословляем, Дева, / и превозносим во все века.]

Песнь 9

Ирмос: Исаие, ликуй, / Дева име во чреве / и роди Сына Еммануила, / Бога же и Человека, / Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем.

[Исаия, ликуй! / Дева зачала во чреве / и родила Сына Эммануила, / Бога и человека, / Восток – имя Ему. / Его величая, мы Деву восхваляем.]

Падшаго человека восприял еси, Владыко Христе, из ложесн Девических / всему совокуплься, греху же ни единому причащься: / всего от истления Ты свободил еси пречистыми Твоими страстьми.

[Ты принял, Владыка Христе, от чрева девственного / падшего человека естество: / всецело с ним соединившись, / но не приобщившись ни единому греху, / Ты освободил всего его от тления / Своими пречистыми страданиями.]

Боготочною кровию истощенною, Владыко Христе, / от Твоих пречистых ребр и животворящих, / жертва убо преста идольская, / вся же земля Тебе хваления жертву приносит.

[Божественной кровью, до конца излившейся / из Твоих, Владыка Христе, пречистых и животворящих ребр, / жертвы идольские прекращены, и вся земля / жертву хвалы Тебе приносит.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Не Бога безплотна, ниже паки человека проста / произведе Чистая Отроковица, и Нескверная: / но Человека совершенна, и неложно совершенна Бога. / Егоже величаем со Отцем же и Духом.

[Не Бога бесплотного и не простого человека / произвела чистая и священная Отроковица, / но человека совершенного / и истинного, совершенного Бога, / Которого мы величаем вместе со Отцом и Духом.]

Стихиры воскресные на хвалитех, глас 5-й:

Господи, запечатану гробу от беззаконников, / прошел еси из гроба, / якоже родился еси от Богородицы: / не уразумеша, како воплотился еси, безплотнии Твои ангели: / не чувствоваша, когда воскресл еси, стрегущии Тя воини. / Обоя бо запечатлестася испытующим, / явишася же чудеса кланяющимся верою таинству: / еже воспевающим, / воздаждь нам радость и велию милость.

[Господи! Хотя и опечатан был гроб Твой беззаконниками, / но Ты вышел из гробницы так, как и родился от Богородицы. / Не познали, как Ты воплотился, бесплотные Твои Ангелы; / не заметили, когда воскрес Ты, охранявшие Тебя воины. / Ведь оба эти чуда для пытливых запечатаны, / но открыты для поклоняющихся с верою этому таинству; / даруй нам, воспевающим его, / радость и великую милость.]

Господи, вереи вечныя сокрушив, / и узы растерзав, от гроба воскресл еси, / оставль Твоя погребальная, / во свидетельство истиннаго тридневнаго Твоего погребения: / и предварил еси в Галилеи, в пещере стрегомый. / Велия Твоя милость, Непостижиме Спасе, / помилуй и спаси нас.

[Господи! Засовы вечные сокрушив / и оковы расторгнув, Ты воскрес из гроба, / оставив Свои погребальные пелены / во свидетельство истины трехдневного погребения Твоего, / и уже готов был к встрече в Галилее, / еще в пещере воинами охраняемый. / Велика милость Твоя, / непостижимый Спаситель! Помилуй нас.]

Господи, жены текоша на гроб, / видети Тя, Христа, нас ради пострадавшаго, / и пришедша, обретоша ангела на камени седяща, / страхом отвальшемся, / и к ним возопи, глаголя: / воскресе Господь, рцыте учеником, / яко воскресе от мертвых, / спасаяй души наша.

[Господи! Жены поспешили к Твоему гробу, / чтобы увидеть Тебя, Христа, нас ради пострадавшего; / и, придя, нашли Ангела, сидевшего на камне, / от ужасного явления откатившемся. / И он возгласил им, говоря: «Восстал Господь; / возвестите Его ученикам, что воскрес из мертвых / Спасающий души наши!»]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преблагословена еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, / клятва потребися, / Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, / благоволивый тако, слава Тебе.

[Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / «Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!»]

Тропарь воскресный

Днесь Спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба, / и Начальнику жизни нашея: / разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам и велию милость.

[Всей день совершилось спасение мира! / Воспоем Воскресшего из гроба / и Начальника жизни нашей, / ибо уничтожив смертию смерть, / Он дал нам победу и великую милость.]

Окончание, конец

Всенощная и Литургия. Глас 4-й         Всенощная и Литургия. Глас 6-й →

Воскресные и праздничные Богослужения. Рубрика

На главную страницу сайта