Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В чем состоит духовная жизнь, в чем первые шаги, с чего надо начать человеку на этом тернистом и важном пути? На эти и многие другие вопросы отвечает профессор, преподаватель Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.
Первое в чем заключается ошибка очень многих христиан – они не знают, какая главная заповедь нашей жизни. Как спросить, то все ответят: любить, любовь. Ой, как хорошо – молодцы! Сразу 101-й этаж, а фундамент какой? Сразу любовь? Да разве я могу любить эту стерву соседку, да вы что? Или этого негодяя обманщика? Или этого проходимца? Какая любовь, его в тюрьму надо сажать.
Какая самая главная заповедь? С чего человек должен начать духовную христианскую жизнь? Я сажусь за стол и не могу удержаться. Наелся, уж сколько раз приходится повторять наелся, сыт, мой живот кричит: хватит, сейчас разорвусь! А тут соловьиный язычок еще лежит, как его еще не съесть? Иду по улице, смотрю, а тут девицы такие идут, мои глаза как лукошки начали сверкать. Да ты женат, ты что, с ума сошел, что с тобой творится? Пришел домой с работы, левой пяткой правую кнопку, и телевизор заиграл.
С чего надо начинать? Есть великая заповедь Евангелия, которая удивительно уплывает от нашего сознания. Какая эта заповедь? Быть верным в малом. А нам сразу подавай великое, сразу не пить, сразу не курить, сразу не есть, сразу не жениться – все у нас сразу и абсолютно.
Верный в малом, что это значит? Объясняю, что такое малое. Мы должны убедиться в том, что мы уже ничего уж не только великого, но малого сделать не можем. Пришла мне дрянная мысль, и я весь в ней и крутит она мною. – Какой я сильный? – Ну и силен! Иду по городу и сверкаю! – Ну, силен. Вы чувствуете, какой духовный богатырь! Сел за стол – не могу удержаться. Потрясающий богатырь духа! Ничего не могу: меня толкнули чуть-чуть, а я дам сдачу, чтобы летел вверх ногами. Я уж этих безбожников! Только какому богу я служу? Кажется крест на шее, а готов съесть живьем человека. Если понаблюдать хоть немножко за собой в своей реальной жизни, то, пожалуй, мы сразу начнем уменьшаться. В сравнении с заповедями Евангелия, с совестью даже, просто со своим разумом чистым, в котором есть искорка понимания того, что разумно, а что безумно. Начинает открываться картина, кто мы есть на самом деле.
Понимаете, с чего начинается. Верный в малом: вот я наелся – сыт, лезу – остановись. Здесь еще можно, хватает сил удержаться еще от одного куска. Идешь по городу, не смотри, хоть пять метров не смотри по сторонам, хоть на 30 секунд хватит тебя? Верный малый.
Не случайно наука о духовной жизни называется аскетика, ἄσκησις, а́скесис значит упражнения тренировка. Аскет – это спортсмен, кто тренируется. А тренировка начинается с малого. С малой гантели, штанги начинается тренировка, никто не хватает 200 килограмм сразу. Самое главное быть верным в малом. Так вот, верность в малом, во-первых, дает мне великое благо, какое? Я начинаю упражняться, начинается вот эта аскетика, начинается тренировка, и как у каждого спортсмена, который начинает с малого, посмотрите к каким достижениям они приходят. Второе, которое еще более важное, без которого вообще никакая духовная жизнь невозможна. Обратим внимание на это: я убеждаюсь, кто есть я и смиряюсь. У пророка Давида: «Аз же есмь червь, а не человек» (Пс.21:7).
Вот с чего начинается духовная жизнь. Здесь есть целый ряд важных моментов, не зная которых, человек не сможет двигаться или может пойти не туда. Когда человек приступает к такому поведению, очень необходима решимость. Серафим Саровский очень настаивал. Мы никак не можем решиться. Я христианин, но жить по заповедям, нет, я не могу. Я не могу принять решение разумно осознать жизнь по заповедям. Господи, я постараюсь жить по заповедям. Тот, кто примет такое решение, сделает первый шаг к покаянию, к духовной жизни.
Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает…