Праздник «Торжество Православия»

«Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими»

Митрополит Антоний Сурожский

Праздник «Торжества Православия» празднуют в первое воскресенье Великого поста. Он означает окончание долгой и изнурительной войны с иконоборцами за право изображать святых на иконах. Этот праздник – победа Святой Церкви над ересью и всякого рода расколами. История праздника уходит своими корнями в далёкое прошлое.

О том, когда возник праздник

С самого начала христианства почитались святые образы, православные реликвии, но в VIII веке всё изменилось. Зародившаяся в Греции ересь, распространилась по всему христианскому миру. Она была направлена против почитания икон. Тех, кто молился перед святыми ликами, называли идолопоклонниками. Из храмов изымали и уничтожали святые иконы, мощи святых угодников Божьих, прочие святыни.

VII Вселенский Собор

Гонения на Церковь, которые устроили еретики, были пострашней, чем от язычников. Эти трудные времена длились более ста лет. Христиане вынуждены были прятать иконы, но и это не помогало. Христиан сажали в тюрьмы, а порой и казнили.

На VII Вселенском Соборе, в 787 году, почитание икон и святынь Церкви было восстановлено. Хотя гонения ещё продолжались и конфликты имели место, всё же ситуация стала ослабевать.

В 842 году умер император Феофил, к власти пришла его супруга Феодора. Она ещё при жизни императора старалась ослабить притеснения христиан. Её попытки повлиять на супруга увенчались успехом. Перед самой смертью Феофил издал закон о прекращении гонений на христиан, что позволило верующих узников выпустить из темниц.

Императрица Феодора

В 843 году императрица Феодора, на службе в Софийском соборе, в Константинополе, назвала иконоборцев еретиками, низложила патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Восстановила решение VII Вселенского собора о почитании святых икон, мощей и других реликвий. В честь этого радостного и торжественного события был установлен праздник «Торжество Православия», которое празднуют в первое воскресенье Великого поста.

«Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон. И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие».

Праздничное богослужение проходит по особому чину, в котором славят всех защитников православия, как живущих, так и отошедших ко Господу, благочестивых христиан. Особое место в богослужении занимает чин анафематствования.

Чин праздника

В переводе с греческого, слово «анафема» означает «да будет отлучён». Анафема провозглашается в отношении тех, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. Людей, нарушивших веру и единство Святой Церкви, уводящих православных по ложному пути, отлучают от церкви. Если отлучённые искренне раскаиваются, встают на правильный путь, у них есть возможность ходатайствовать об снятии анафемы и вернуться в лоно Церкви.

Предание анафеме означает, что человека исключают из числа верующих и ограждают от Святых Таинств. Это вовсе не значит, что человек плохой или хороший, просто он выбрал путь, отличный от пути Церкви.

Например, в России анафеме были преданы Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум, Л. Н. Толстой и многие другие. Позже многие были исключены из этого списка. Писатель Л. Н. Толстой до сих пор в этом списке, потому что даже перед смертью он не отрёкся и не раскаялся в своих опасных убеждениях. В 1994 году был предан анафеме монах Филарет (Денисенко), создавший раскольническую церковь на Украине.

Лев Толстой

В России чин Православия ввели в XIV веке. И по сей день в храмах читается Символ веры, произносится анафема и славится Вечная память всем верующим, защищавшим Православие.

Двенадцать анафематствований

Эти двенадцать пунктов анафемы дошли до наших дней. Они провозглашались и провозглашаются от имени Церкви:

— Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

— Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

— Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

— Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

— Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

— Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

— Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

— Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

— Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

— Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

— Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

— Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

«Торжество Православия» в наши дни

Святая Церковь в первое воскресенье Великого поста празднует триумф победы над еретиками. Благодаря истинным подвижникам христианства удалось восстановить почитание икон. Но относится ли этот праздник только лишь к прошлому, к той далёкой истории? Или он касается нашей жизни, окружающей нас действительности? Если оглянуться вокруг, кажется, что никакого торжества и в помине нет. Ни в одной стране мира.

В праздник Торжества Православия

В Греции, где зародилось иконоборство, за эти века почти ничего не изменилось. Легализированы аборты, почти признана содомия. Если прочитать труды старца Паисия, то она никогда и не была благочестивым государством. В Сербии ни о каком торжестве Православия и речи не идёт, скорее о Голгофе. Кипр превратился в оффшорную зону, и тут уже без комментариев. В Румынии серьёзные, не только экономические, но и духовные проблемы. Несмотря на благочестивое и сильное монашество, в стране имеет место давление на интеллигенцию и иерархию. В Болгарии процветает бедность и кризис. Церковь ослаблена и с трудом может противостоять давлению Запада по переформатированию. Про Украину вообще речь не идёт, она уже давно страдает от церковного раскола. К сожалению, в России также царит безнаказанный порок. Казалось бы, о добродетели и речи не идёт.

Но если мы ощущаем боль и страдание, значит мы живы. Если мы чувствуем недовольство собой и окружающим миром, значит, нам есть к чему стремиться. И это уже первая ступенька к нашей победе и спасению. Просто невозможно взять сразу большую высоту, её берут поэтапно. Вспомним хотя бы ту же войну с Германией. Нашим солдатам не сразу удалось победить врага, мы шли к этой победе долгие четыре года.

Еще бы хотелось сказать о самом важном: Русская Православная Церковь восторжествовала над марксизмом и атеизмом, и сейчас ведёт большую миссионерскую деятельность. Открываются новые епархии, приходы, строятся храмы, создаются социальные службы (поддержки матери и ребенка, пожилых людей, одиноких, бездомных). Почти при каждом православном храме открыты воскресные школы, в которых обучаются взрослые и дети. Посему можно с твердостью сказать, что Православная вера в России переживает возрождение!

Колокол храма Сошествия Святого Духа на апостолов

Праздник «Торжество Православия» не только Великое церковное событие. Каждый из нас должен идти к торжеству маленькими шажками, каждый день побеждая в себе греховные мысли, ересь и заблуждения. Если великие подвижники, пройдя через гонения, пытки и смерти, сумели одержать победу, значит и у нас всё получится.

Да пребудет с каждым из нас Божья Благодать! С праздником всех нас! С Великим «Торжеством Православия»!

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Торжество Православия!

На главную страницу сайта - Семья и Вера