Как читать молитвенное правило

Дорогие братья и сестры! Наше молитвенное правило – это наша нить, связующая нас с Богом. Ежедневное чтение нашего молитвенного правила является залогом нашего спасения. Порой, мы не понимаем смысла молитв, не можем найти силы встать на молитву, не можем найти время для чтения молитвенного правила. В бурном жизненном темпе это естественно и никого не удивит.

Что же делать в таком случае? Конечно, следует пойти ко священнику, или, если есть – к духовнику, и вместе с ними выбрать для себя то молитвенное правило, которое нам по силам, и главное – ежедневно читать свое правило, нисколько не смущаясь и не сомневаясь в его важности!

Как правильно читать молитвенное правило

Вот что пишет протоиерей Сергий Филимонов о важности соблюдения своего молитвенного правила: «Мы, духовники, увещеваем вас не упускать благословленное каждому молитвенное правило и молиться в течение дня. Мы говорим о форме. Вы же, исполняя это, должны не забывать и о духе.

В моей жизни был период, когда трудно было читать вечернее молитвенное правило. Умом я понимал, что нельзя молиться так, как я, но продолжал, потому что так заповедано и благословлено.

Это вечернее правило не приносило мне никакого удовлетворения, потому что от рассеяния мысли и от усталости оно было совершенно формальным, а порой я просто засыпал за молитвой. Я понимал, что связь с Богом должна быть живая, но не понимал, как ее построить.

В то время меня очень интересовала жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского. В частности, когда и как он умудрялся читать вечернее правило, в час, а то и в два часа ночи, возвращаясь через Финский залив из Петербурга, после долгих молитв над больными и страждущими, а уже в 4 часа утра вставая на службу в Андреевском соборе. Ответ я нашел в его дневнике. Оказалось, что отец Иоанн молился на ходу, прогуливаясь по саду, чтобы сохранять свежесть мысли.

Святой Иоанн Кронштадтский

Как это необычно! Мы привыкли к тому, что должны встать в молитвенный угол, сосредоточиться и прочитать правило. Но видите, у каждого по-своему. Святой Иоанн Кронштадтский не стал исполнять правило формально. Ходя по своему саду, он обращался к Богу, возносил Ему молитвы, воздыхал.

Когда я попытался молиться так же, когда стал перемещаться из одного места в другое, мне стало легче не заснуть, и молитвенное правило ожило. В некоторых случаях мне бывает легче тогда, когда я стою перед иконой. Я подхожу и вижу творение Божие, и сердце сразу восходит к Богу в радости о величии Его. В другое время все мешает, все отвлекает, и для молитвы нужен полумрак. Видите? Нет застывших схем!

Дорогие мои, еще и еще раз напоминаю вам: каждый творит молитву по-своему, опираясь на собственный опыт и советы духовника. Главное, к чему мы должны стремиться в молитве, — установить с Богом личные отношения. Если это происходит, значит, мы живем, значит, алчем и жаждем Бога, и тогда Господь животворит нас наитием Святого Духа. Всем своим существом мы ощущаем тогда, что мы — дети Божии.

Главное — это живая связь с Богом. И если она есть, то мы не пройдем мимо человека, лежащего на земле, не будем задавать глупых вопросов, кто ему ближний и кто дальний, когда требуется конкретная помощь. При виде чужого несчастья нужно сказать себе: «Друг, оставь свою философию, она сейчас никому не нужна, ведь все сказано в Евангелии, и ты сам понимаешь, как должен действовать сейчас человек Божий». А кто такой человек Божий? Тот, кто живет живой жизнью в Боге и для Бога, во всем ищет благословения и исполнен Божией благодати.

Молитвослов и иконы

Да, в течение дня христианин должен совершать определенные молитвы, в их числе утреннее и вечернее правила. Эти молитвословия — средство возгорания нашей любви к Богу. Нет готовых схем и правил. Один торопится на работу и прочитал дома лишь несколько молитв, зато, когда едет в транспорте, и в этот момент, казалось бы, кругом море людей, его ничто не отвлекает, он стоит в толпе внутренне собранный, словно пред лицем Божиим и возносит к Его Престолу свои молитвы, произносит слова псалмов или Иисусову молитву. Другой полностью вычитывает все правило, и душа его исполняется света и покоя. А третий пребывает в Боге, прочитав лишь одну-две молитвы.

Устав — не трафарет. Все мы разные, и каждый уникален пред Богом. Ищите не формы, а ее наполнения, не сухого вычитывания правил, а живого предстояния пред Господом.

Все мы люди разные. Кто-то прочитал 3-4 молитвы, и уже умилился, и слезки полились из глаз. А кому-то нужно разогреться и молиться полчаса, пока слова молитвы дойдут до сердца. Кто-то применяет правило, данное святым Феофаном Затворником, старается войти в слова молитвы, не торопясь, не глядя на их количество, а положив на молитву определенное время. Чтобы возникла живая связь с Богом, каждый должен найти свой способ. Пробуйте, дорогие, советуйтесь с духовниками.

Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский не мог молиться при свете, и когда ему необходимо было сосредоточиться в молитве, он запирал свою комнату, надвигал шапку на глаза и в полной тишине и темноте, в великом сосредоточении возносил молитвы обо всей братии. А их было в Пантелеимоновом монастыре около пяти тысяч, послушников и монахов. Пять тысяч человек, которых он должен был накормить, поставить трудиться, дать послушание! Ему необходима была именно такая форма молитвы, чтобы молиться за всех людей, которые вручены в его руки.

Поймите, мы все разные. Когда мы встаем на молитву, то должны учитывать свое состояние — физическое, духовное, интеллектуальное. Один молится так, другой иначе, один читает десять молитв, другой четыре, один на коленях, а другой лежа, потому что не может сидеть или стоять.

Молитвенное правило сидя

Устав общий, но каждая личность должна найти к Богу свою тропинку, подобрать свой золотой ключик к двери в царство молитвы».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Молитва по привычке | Одна история )

На главную страницу сайта - Семья и Вера