Здравствуйте, дорогие дети и родители! Я хотел бы с вами сегодня поговорить о том, как святой равноапостольный Николай, наш соотечественник, которому довелось насаждать православное учение в Стране Восходящего солнца – Японии, обратил в христианство одного жреца-воина, который поначалу был рьяным язычником.
Согласитесь, ребята, что жить среди людей, с которыми у вас общая культура и интересы хорошо. А представьте себе, что вы оказались в совершенно чужой для вас стране, где все иное: и язык, и обычаи, и культура, и вера, и едят там даже – и то по-другому. Нелегко бы ведь вам пришлось?
Святой равноапостольный Николай Японский
Вот в таком положении оказался молодой монах Николай (Касаткин). Он в полном смысле этого слова отправился на край света, в неизведанную тогда Японию.
Тогда, в девятнадцатом веке, Япония находилась во власти самураев – храбрых воинов, честь для которых была дороже жизни, причем даже не их собственная честь, а честь их рода.
Однако следует отметить, что самураи не только сражались, но и сочиняли стихи, называвшийся хайку, совершенствовали искусство компоновки срезанных цветов – икебану.
Необычный народ – японцы, все у них не так, как у нас раньше было. И верили они в своих богов, религия их называлась – синто.
В эту-то страну, совершенно нам непонятную, приехал молодой монах Николай. Но он проделал путь чуть ли не через всю Россию не ради экскурсии, а чтобы нести японцам свет Православия.
Но первым делом инок занялся не проповедью, а выучил японский язык, который очень непрост для русского человека. А овладев языком, праведник досконально изучил историю, быт и культуру местных жителей.
Далеко не сразу инок Николай стал проповедовать японцам о Христе. И это неудивительно. Ведь японцы, в особенности же самураи, очень подозрительно относились к иностранцам, считая их варварами, стремящимися поработить их страну, уничтожить ее дух. Поэтому нашему соотечественнику было даже на улицу одному опасно выходить.
Святитель Николай Японский и Такуме Савабе
И вот настал день, который мог стать на земном пути святого Николая последним. В доме русского консула, где жил подвижник, он встретился лицом к лицу с самураем и членом тайного общества, ставившего своей целью изгнать из страны всех иностранцев, Такуме Савабе.
Будучи искусным фехтовальщиком, он обучал этому искусству сына нашего консула. Русский монах очень сильно раздражал воина, бывшего еще и жрецом.
Но Николай не устрашился, видя перед собой явного врага, а, помолившись про себя, вступил с ним в беседу:
– За что ты на меня так сердишься?
– Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью больше всего повредишь Японии, – последовал ответ.
– А ты разве уже знаком с моим учением? – кротко спросил молодой инок.
– Нет, – смутился японец.
– А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушав его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда. Тогда ты будешь справедлив.
– Ну, говори!
И праведник рассказал Савабе о Православии. Потом у них было много бесед, которыми Такуме Савабе так проникся, что принял Православие, будучи крещен святым Николаем с именем Павел. Он и стал первым священником-японцем.
Много есть людей, которые не верят в Бога и высмеивают религию, но среди них есть и такие, которые могут стать впоследствии очень хорошими христианами, когда ознакомятся с православным учением и проникнутся Божией благодатью.
Всего вам доброго! Храни вас Господь!
Книги наших предков | Рассказ Миши Р.