21 октября. Евгений Шварц

В этот день 21 октября 1896 года родился Евгений Львович Шварц. Русский советский писатель и драматург.

Начало творческой деятельности Евгения Шварца

«Поначалу это было просто упражнение для правой руки – чтобы живей ходила по бумаге. А также – на непрерывность бегущей в мозгу строки. Наконец, для развития силы воли: мало ли что не хочется, – пиши. Раз писатель. Мало ли что не нравится. Не отрывая пера. Желательно – не поправляя, ничего не зачеркивая. По возможности – каждый Божий день. И вошло в привычку, и даже стало удовольствием», – так в своих дневниках Шварц описывал начало своей творческой деятельности, которая сделала его одним из самых известных советских сказочников-драматургов.

Евгений Львович Шварц

Работа у двух мэтров детской литературы

Все завертелось с театральной мастерской, сотрудничество с детскими журналами и работой у двух мэтров детской литературы. Сначала в должности секретаря у Корнея Чуковского, учившего молодого коллегу «править корректуру в гранках, помечать ошибки на полях и в строчках». Затем в редакции детской литературы у Самуила Маршака, которому Шварц показал свою первую рукопись в стихах – «Рассказ Старой Балалайки». «Думай, думай», – кричал Шварцу Маршак, требуя от него исправить то или иное место в произведении. Не дождавшись ответа, мастер сам делал отметку на странице, и так продолжалось до тех пор, пока весь текст не был откорректирован.

Евгений Шварц и Самуил Маршак

«… какой он был тогда, когда появился – сговорчивый, легкий, веселый, как пена от шампанского», – вспоминал Маршак о своем ученике несколько лет спустя.

Шварц же с грустью отмечал, что не доучился у своего учителя и все немногое, что он сделал в искусстве, являлось «следствием встречи с Маршаком в 1924 году».

Литературная карьера

Наконец, автор не только вошел в штат журналов «Чиж» и «Еж», но и стал завсегдатаем петербургской творческой среды, в которой Шварц прижился благодаря легкому нраву и умению «быть душой компании».

Эта же легкость нашла отражение и в пьесах – «Сказка о потерянном времени», «Дракон», «Обыкновенное чудо». На свой манер Шварц перекроил сказки Андерсена – «Голый король», «Снежная королева», «Красная шапочка». Многие из произведений стали сценариями к кинофильмам, среди них знаменитая «Золушка».

Евгений Шварц

«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», – так полагал Шварц.

Но не все читатели и зрители придерживались аналогичного мнения. После премьеры «Дракона» спектакль на 18 лет был снят с театрального репертуара Театра комедии. «Тень» постигла та же участь. По словам режиссера Николая Акимова, который являлся заказчиком пьесы, «чиновники увидели в ней то, чего в ней вовсе не было».

«… он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. Его сказки – настоящие современные актуальные пьесы…»

«… у пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста…», – так полагал режиссер.

Русский писатель Евгений Шварц

Именно Акимов открыл миру драматурга Шварца и не сомневался, что в будущем его сказки будут популярны в театре и в кино.

В отличие от коллег, Шварц часто сомневался в правильности выбранной им творческой дороги. И успеха многих своих пьес при жизни не увидел.

«Настоящей ответственной книги в прозе так и не сделал. Видимо, театральная привычка производить впечатление испортила. Да и не привык работать я последовательно и внимательно… Я никого не предал, не клеветал, даже в самые трудные годы выгораживал, как мог, попавших в беду. Но это значок второй степени и только. Это не подвиг. И, перебирая свою жизнь, ни на чем я не мог успокоиться и порадоваться…»

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера