Здравствуйте, дорогие братия и сестры!
В день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» предлагаем для душеполезного чтения проповедь архимандрита Илии (Рейзмир).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Едва ли найдется верующий, сколько-нибудь внимательный к своей душе и к обстоятельствам своей жизни, который не вспомнил бы знаменательных, чудесных случаев из своей жизни, которым предшествовали молитвы Божией Матери. Может быть, из здесь стоящих не один сказал бы: «Я стою здесь доныне лишь потому, что охранен молитвенным заступлением Божией Матери!» Не без причины поется о Ней с древних дней и доныне: «Всех скорбящих радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога вышняго Ты еси, Пречистая; потщися, молимся, спастися рабом Твоим».
Но если всем понятно именование Божией Матери Радостью всех скорбящих, как избавительницы от всяких бед и печалей, то обыкновенно менее внимают люди тому, что Божия Матерь называется Радостью именно скорбящих.
Люди желали бы жизни без всяких скорбей и всякую беду жизни привыкли считать злом, об избавлении от которого нужно всячески заботиться. Они просят и в молитвах своих о безоблачном счастье, о ничем не омраченной радости жизни земной. И когда радости продолжаются, готовы называть Божию Матерь Радостью всех скорбящих, когда же наступает полоса скорбей и бед, легко погружаются в безнадежное уныние, беспросветное отчаяние, готовы забыть Божию Матерь, мечтой считать веру в Ее небесное заступление.
Между тем в жизни земной, которую люди издавна более склонны были называть долиной плача, чем вечно радостным миром, нельзя обойтись без скорбей. Радости жизни постоянно смешиваются с печалями, как переменчивая погода, часто радости совсем как бы растворяются в море скорбей и бед житейских. Вот тогда-то и обнаруживается особенная ценность тех радостей, которые приобретены путем долгих скорбей и страданий, путем превращения в радость самих скорбей. Радость бесскорбная непрочная, как легкое облако, скоро уносимое ветром. Радость после скорбей – как ясное небо после ненастья. И название Божией Матери «Радость всех скорбящих» напоминает о том, что Она радует людей отогнанием надвигающихся на них печалей, и самые скорби жизни превращаются в радость. Если в жизни всякого человека вообще более ценными являются радости, полученные после скорбей или посредством скорбей, то тем более в жизни христианской. Сама Божия Матерь вошла в радость Сына Своего и Бога путем скорбей.
С самого рождения Ее Божественного Сына уже следовала за Ней скорбная тень Креста. Уже в 40-й день от рождения Богомладенца Христа услышала Она из уст старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Эти слова сложила Она в сердце Своем и все прочие, относившиеся к Ее Божественному Сыну. Тень Креста, следовавшая за Христом, падала непрестанно и на Нее, как Матерь Его, пока не восприняла Она, стоя при Кресте, в душу Свою оружие смертельной скорби, равной скорби Христа в саду Гефсиманском. И эта скорбь была для Нее, как и для Самого Христа, дверью к радости небесной. Она первая испытала ни с чем не сравнимую радость видеть воскресшим Сына Своего и Бога, сообщить эту радость миру, особенно после того, как Она предстала одесную Божественного Сына с всесильным за мир ходатайством.
Так и путь каждого христианина неизменно крестный. Божия Матерь же на этом пути является всех скорбящих Радостью. Она получила дивную благодать претворять воду слез от бед жизни человеческой в вино Божественного веселия. Такая благодать дарована Ей, потому что Она Сама столь много скорбела о Божественном Сыне и более всех может утешать скорбящих. Так и среди обычных людей тот более способен утешить, кто сам более скорбей пережил. Она может более всех облегчать всякие скорби людские, потому что Сама претерпела их как Мать. С утешениями же сердобольной матери чьи утешения могут сравниться? Такое превращение скорбей жизни в радости ценнее простого избавления от скорбей.
И если люди мира терпят скорби и болезни часто без пользы для себя в жизни земной и будущей, то поистине должна называться всех скорбящих Радостью Божия Матерь, Которая превращает эти скорби для верующих во Христа в радость жизни земной и вечной.
Некоторые из нас говорят: почему Матерь Божия избавляет от скорбей не всех, а по-видимому немногих? На это можно сказать, что Божия Матерь многим благодетельствует, но невидимо. Как солнце сияет на всех, а благодеяний его многие не замечают, так Божия Матерь, уподобляясь благости Отца Небесного, благодетельствует чадам добрым и злым, но злые чада не хотят видеть этого. Если злой сын не замечает любви матери своей по плоти, то что удивительного, если он не замечает благодеяний Матери Царя Небесного? Иные же сами закрывают источник благодеяний Божией Матери, для всех готовый открыться, через свое неверие. Ведь и Господь только по вере творил чудеса, чтобы не навлечь тем большее осуждение на тех, кто, и видя чудеса, остался бы неверующим.
Возрадуемся же, дорогие братья и сестры, о Той, Которая так давно именуется всех скорбящих Радостью, Которая с самого благовещения архангела Гавриила услышала: «Радуйся!» – и пребывалатобрадованною во все дни земной жизни, пронеся радость Сына Своего в сердце, среди всех скорбей жизни, неутраченной, перейдя с этой радостью в жизнь вечную к приснорадостному Источнику жизни, Божественному Сыну, и оттуда готова призвать радость на всех скорбящих, быть живоносным источником радости для всех. Аминь.