23 ноября. Федор Алексеев

В этот день 23 ноября 1824 года ушел из земной жизни Федор Яковлевич Алексеев. Русский живописец. Один из основоположников русского городского пейзажа.

Ранние годы и образование Федора Алексеева

Несмотря на рождение в бедной семье, уже в 11 лет Федор смог поступить в Академию художеств, где учился у известных педагогов. В классе скульптуры – у Луи Роллана, в классе живописи у Генриха Фондерминта и Антонио Перезинотти. Успешно окончив академию с малыми серебряной и золотой медалями, выпускник отправился на стажировку за границу для получения неизвестной тогда в России профессии – театрального декоратора, что его вовсе не привлекало. Он тяготел к изучению творчества итальянских художников, работавших в жанре «ведута» – детальном изображении городского пейзажа. Позднее по фамилии одного из итальянцев Джованни Каналетто, жившего на век раньше, Алексеев получил прозвище – «русский Каналетто».

Федор Алексеев

Творческий путь Федора Яковлевича

Однако на Родине вчерашнего студента особо никто не ждал. Ему отказали в дальнейшем обучении для получения звания академика и одобрили его увлечения «ведутой», что заставило Алексеева заняться созданием нелюбимых им декораций. Но молодой творец во что бы то ни стало, решил доказать всем педагогам и коллегам, что интерес к городским пейзажам для него не просто блажь. На досуге он продолжил изучение техники европейских мастеров, как говориться, «с натуры» – помог заказ от музея Эрмитаж на создание копий. Добротно и качественно сделанные репродукции не прошли мимо внимания первых лиц государства.

«… императрица находила великое удовольствие смотреть труды мои, и всегда награжден был», – отзывался Алексеев о государыне Екатерине II, покупавшей его картины из средств Кабинета.

Федор Алексеев. Соборная площадь в Кремле

Не прошел мимо творчества Алексеева и император Павел I, заказавший несколько полотен центральных набережных и зданий города, среди которых было его любимое детище – Михайловский замок. А в 1800 году Павел I отправил талантливого художника в Москву «для снятия разных видов». Так появилась целая серия городских пейзажей, навсегда запечатлевших «допожарную» Москву. Триумфальные ворота, царские терема и храмы – все это сгорит через несколько лет во время пожара 1812 года. Сам же автор был настолько покорен стариной архитектурой первопрестольной, что писал графу Строганову:

«… я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с какого вида прежде начать…»

Федор Алексеев. Красная площадь Москвы

«Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными!», – такими разглядел его картины поэт Константин Батюшков.

К тому моменту финансовое положение живописца стало стабильным, что позволило уйти из театра и заниматься только любимыми картинами. Посетил Алексеев и достопримечательности Крыма и Новороссии. Так появились красочные отражения Бахчисарая, Херсона, Николаева.

«Картина «Вид города Бахчисарая» оживленная – тут есть все, и верно схваченный момент в природе и движение. Но не подходите к картине ближе – очарование исчезнет», – полагал искусствовед Петр Петров.

Вид города Бахчисарая

«Когда Алексеев только Каналетто, то он интересен и им искренно любуешься; когда же он становится самим собой — Федором Алексеевым, он сразу преобразуется в значительнейшую фигуру в русском искусстве, в художника, оказавшего огромное влияние на русский пейзаж первой половины XIX века», – это слова искусствоведа Игоря Грабаря.

А другой исследователь его творчества Федоров-Давыдов суммировал впечатления, исходящие от полотен русского пейзажиста:

«Виды Алексеева усилили интерес к облику старинных русских городов, к архитектурным памятникам отечественной старины. Они открыли собой новый тип пейзажей, продиктованный интересом к русской истории и памятникам древности».

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера