Мир Вам, дорогие посетители сайта о семье и вере!
«У меня нет педагогического талана!» Такую фразу можно нередко услышать от родителей. Но зачастую родители и не понимают, из чего же состоит этот таинственный и «непостижимый» педагогический талант.
На самом деле все очень просто. Педагог-мыслитель С. Соловейчик считает, что педагогический талант заключен в умении наладить душевное общение с ребёнком.
Родители и дети, будьте взаимно доверчивы!
Многие из нас не умеют общаться друг с другом. Качественное личное общение между людьми возможно только тогда, когда души человеческие прикоснуться друг к другу. А мешает человеку открыться душой, как правило, нехватка простодушия, способности чувствовать просто.
В общении с ребёнком все так же. Нам, взрослым, часто не хватает смелости и умения снять с себя доспехи превосходства, разоружиться. Открыться к касанию с душой своего ребёнка, суметь почувствовать в ребёнке равного себе. Собственно в этом и состоит педагогический талант.
Ум и способность к общению – разные качества
Некоторые люди обладают превосходным умом, но при этом им сложно найти общий язык с людьми, им сложно общаться. Например, почти всегда в классе лидером становится отнюдь не отличник или способный к некоторым предметам ученик, а счастливый обладатель дара общения.
Легко тем людям, кто Богом наделен таким даром. Но и всем остальным не нужно отчаиваться. Ведь всем можно и нужно учиться.
Опасность делает невозможным чудо общения
Общение – это настоящее чудо. И это чудо касания душ человеческих может совершиться только тогда, когда нет опасности. Например, длительные поездки в поезде располагают к общению с попутчиком. Но только тогда, когда мы можем иметь доверие к собеседнику, когда не чувствуем какой-либо угрозы от него.
Возвращаясь к детско-родительским отношениям, следует вывод, что ребёнок будет понимать взрослого, принимать его посылы, просьбы только в том случае, если научится доверять взрослому. То есть ребёнок будет общаться с родителем только в том случае, если у него не будет ни малейшего чувства опасности.
Вы знаете, на чем держится вся детская дружба? Помните такие фразы: «А ты никому не скажешь? «Ты надежный товарищ?». Практически все детские отношения держатся на какой-то тайне. И вот эта самая тайна объединяет, она усиливает чувство безопасности, доверия к другу.
Вот здесь и кроется основной ключ педагогического таланта. В умении устанавливать с ребёнком доверительные, безопасные отношения.
Три ступени общения
У общения существует три степени проявления: контакт, душевное и духовное общение. Во многих семьях душевное общение налажено довольно хорошо. Если нет, то значит, в семьях живут трудные дети и трудные родители, которые не могут найти друг с другом общего языка. Трудные дети не имеют душевных контактов со взрослыми, а трудные родители не умеют их устанавливать со своими детьми, а требуют лишь выполнения команд и послушания. Но общий язык – это язык веры, надежды, любви. Детская душа намного более взрослой жаждет общения. Поэтому без душевного общения детская душа перестает верить, надеяться и любить… Она постепенно хиреет. Душевное общение в семье жизненно необходимо для нормального развития ребёнка, его успешного воспитания. Но ещё более высокая степень общения, духовная, соединяет людей навсегда. С. Соловейчик пишет, что духовное общение происходит, например, с великими писателями через их произведения.