Благотворившая от доброго сердца

Здравствуйте, уважаемые родители и милые дети!

Анна родилась в 1785 году в семье графа Алексея Орлова-Чесменского и его супруги Евдокии (урожденной Лопухиной). Спустя некоторое время Евдокия умерла при родах, а родившийся сын умер в младенчестве.

Анна в совершенстве овладела английским, французским, итальянским и немецким языками, а также научилась верховой езде и стрельбе. От юности своей она испытывала равнодушие к балам и прочим развлечениям подобного рода, полагая их пустым времяпрепровождением, хотя и принимала в них участие, чтобы не огорчать отца.

Очаровательная, добросердечная ко всем Анна

Но зато юная графиня не пропускала ни одной церковной службы, причем порою убегала в храм, никому ничего не сказав, чем вносила переполох в жизнь усадьбы. Впрочем, домашние потихоньку привыкли к ее отлучкам.

Юная графиня Анна

Несмотря на элитарное образование, она росла абсолютно простой девочкой, лишенной снобизма. И даже напротив – многие, знавшие ее лично, отмечали присущее молодой графине удивительно светлое и доброе выражение лица, подчеркивали какую-то искренность, теплоту и простоту. Тогда же, в юности, у нее появилось желание выбрать монашеский путь.

Анна хотела в расположенном в селе Остров имении Орловых организовать женскую обитель, но отец не одобрил эту идею, поскольку желал выдать дочь замуж.

В 1797 году граф Орлов уехал из России, так как Павел I именно его считал убийцей своего отца – Петра III. Дочь последовала за родителем. Вернуться им удалось только после восшествия и на престол Александра I.

Анна Орлова с фрейлинским шифром Елизаветы Алексеевны

Поселились они в Москве. Анна была гостеприимной хозяйкой. Неизменно со всеми приветливая, она никого не оставляла без ласкового слова и, по воспоминаниям великосветских современников, «была предметом всеобщего расположения, привлекала сердца очаровательною, ко всем равною добросердечностью, доходившей почти до покорности. Весь ее облик был полон какого-то обаяния».

Несостоявшееся замужество и смерть отца

Сам граф Алексей Орлов отличался щедростью, в том числе и к неимущим. «Убогие, нищие сотнями на его хлебе живали, и сколько денег он передавал!» (И. С. Тургенев. «Записки охотника»).

При этом он не оставлял мысль о женитьбе любимой дочери. И с 1803 года к Анне начали свататься самые знатные и титулованные женихи.

Граф Алексей Орлов

Однако за пять лет, прошедших до смерти графа, никто из блестящих претендентов так и не был ею избран. Известно лишь об одном из них, к которому Анна, возможно, испытывала симпатию – это незаслуженно забытый полководец, генерал от инфантерии граф Николай Михайлович Каменский. Но он умер в 34 года от лихорадки.

А в 1807-м отошел ко Господу и Алексей Орлов. Потрясенная, Анна, по словам современников, произнесла, подойдя к иконам: «Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца и руководствуй всеми поступками моей жизни».

Граф Николай Михайлович Каменский

Графиня полгода соблюдала траур, не принимая гостей и никуда не выезжая, кроме церкви. В это же время она пригласила к себе диакона и брала уроки православного катехизиса – слово это в переводе с греческого означает «поучение», «наставление».

Возрастание в вере

Вполне вероятно, что в юности Анне было свойственно так называемое бытовое благочестие, и только после смерти отца она решила ближе познакомиться с основами Православия, изложенными в катехизисе. Но нельзя сказать, что ее возрастание в вере носило исключительно интеллектуальный характер, нет, ей также было присуще искание воли Божией для выбора направления дальнейшего земного пути. С этой целью она совершила паломничество в Киев.

На обратном пути Анна посетила Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, где почивали мощи святителя Димитрия Ростовского. Прибытие в старинную обитель стало поворотным моментом в духовной жизни графини.

Здесь, вдали от городского шума и мирской суеты, она познакомилась с шестидесятилетним монастырским старцем иеромонахом Амфилохием (Яковлевым). Между ними завязалась дружба и духовное общение, длившиеся свыше десяти лет.

Портрет иеромонаха Спасо-Яковлевского монастыря Амфилохия (Яковлева)

Батюшка был необычным человеком: талантливый иконописец, он 47 лет прослужил при мощах святителя Дмитрия, имел дар непрестанной молитвы и, что не менее важно отличался трезвостью суждении.

О подлинно христианском облике старца Амфилохия свидетельствуют воспоминания его духовных чад: «Он был отцом не столько по сану, сколько по той отеческой любви, с которой он принимал и утешал каждого, притекавшего к нему за помощью.

К нему шли и несли одни скорби, от него выносили одну радость». Неудивительно, что специально для беседы с подвижником приезжал император Александр I.

Благотворившая от доброго сердца

Именно после поездки в Ростов Анна Алексеевна утвердилась в желании служить Богу и ближним в миру. Наследовав огромное состояние, она взяла для себя за правило употреблять значительную часть богатства на дела милосердия.

Немалые суммы графиня также жертвовала на храмы и монастыри, в том числе и на Спасо-Яковлевскую обитель, куда она ездила встречать Пасху.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

Разумеется, Анна Алексеевна не могла остаться равнодушной к начавшейся Отечественной войне с Наполеоном и пожертвовала на формирование московского ополчения 100 тыс. рублей. Более того, она обмундировала и вооружила на свой счет ратников – крестьян из своих вотчин, которые затем участвовали в Бородинском сражении.

Графиня сама проследила, чтобы в ополчение не попали единственные кормильцы из крестьянских семей. Все вернувшиеся ратники за участие в Отечественной войне были награждены серебряными медалями.

В разоренную Москву Анна Алексеевна прибыла одной из первых и всячески способствовала облегчению участи горожан. Так, известно, что в 1816 году в ее доме жило 50 вдов – нуждавшихся и оставшихся без пропитания после войны.

А вот еще интересный эпизод из жизни Орловой: семейство Хитрово приютило мать с дочерями, лишившуюся во время войны крова и состояния. Одной из этих девушек, Марии Никитичне Крымовой, графиня дала, за свой счет, образование, а потом взяла ее к себе.

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

Девушка пожелала выбрать монашеский путь, но Анна Алексеевна, опасаясь, что это только порыв молодости, отговаривала свою воспитанницу. Тем не менее, в 1824 году Мария вступила в Горицкую обитель, ставившуюся строгостью жизни.

В монашестве она была названа Варсонофией и позднее стала казначеей в петербургском девичьем Воскресенском монастыре.

Благодеяния графини

Помимо отца Амфилохия, немалое влияние на Анну Алексеевну оказал святитель Филарет (Амфитеатров), сочетавший в себе образованность со строгостью духовной жизни.

Стремясь к молитвенному уединению. Владыка проводил лето в расположенной неподалеку от Киева Голосеевской пустыни, где на средства графини был построен кирпичный Покровский храм и митрополичья дача с домашней церковью святого Иоанна Многострадального.

И на Киево-Печерскую Лавру, и на другие киевские святыни Анна Алексеевна сделала ряд крупных пожертвований. Всего при жизни на различные храмы и монастыри графиня Орлова потратила практически все свое состояние – около 25 000 000 рублей.

Графиня Анна Орлова

Существует весьма правдоподобное предположение, что Анна Алексеевна приняла монашеский постриг с именем Агнии, в честь девы-мученицы Агнии (Анны) Римской, причем это оставалось тайной до самой ее кончины.

В мир иной графиня отошла 5 октября 1848 года в день тезоименитства своего отца Алексея Орлова, причастившись утром в Юрьевом монастыре, благотворительницей которого она являлась, и в его же стенах сподобилась погребения.

Благодеяния графини продолжились и после ее кончины. Ее завещание поразило современников: «Последнее имение свое, за исключением степных земель в Воронежской губернии, предоставленных родным, принесла она на дела богоугодные».

Остававшиеся еще не розданными при жизни средства из огромного наследства Анна Алексеевна в завещании распределила на русские и афонские монастыри, кафедральные соборы, епархиальные попечительства о бедных и помощь вдовам и сиротам духовных лиц.

К сожалению, при большевиках, могила Анны Алексеевны была разграблена. Но ее останки были перезахоронены на кладбище в пяти верстах от обители за алтарем храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Мячине, в ближайших окрестностях Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино, рядом с дорогой в Юрьев монастырь.

А совсем недавно, уже в наше время, на месте погребения графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской был поставлен деревянный крест.

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Благотворившая от доброго сердца

Святая Елизавета – пример для всех!

На главную страницу сайта - Семья и Вера