Значение слова воспитание

Здравствуйте, уважаемые родители!

Современные психологи заметили, что традиционного воспитания «как у отцов и дедов» больше не существует. Ведь раньше во дворе все друг друга знали. Сейчас же связь между людьми нарушена. Ребёнок в квартире, как правило, предоставлен самому себе и телевизору.

Изменение системы воспитания, конечно же, отразилось на человеке. Как это проявляется сейчас? Как понять себя и окружающих? Что делать в меняющемся мире? Эти все вопросы разбирали в своих книгах многие авторы XX века. В их числе педагог-мыслитель Симон Соловейчик.

Педагог-мыслитель Симон Соловейчик

Несколько слов хочется сказать об этом замечательном человеке, ученом. Его мысли о воспитании удивительным образом перекликаются с христианским мировосприятием. Весьма ценными его книгами для учителей, родителей и для самих учеников будут «Учение с увлечением» и «Педагогика для всех».

Симон Соловейчик

Он возродил способ мышления, заставляющий искать религиозные ответы на жизненные вопросы. В 80-ые годы многие зачитывались его книгами. А всё потому, что он соединил советскую педагогику с богословской лексикой. Душа русского человека, несмотря на влияние советской идеологии, всегда искала Бога. Ведь православие неотделимо от русской культуры.

«Любовь и совесть правят миром» – писал Соловейчик, но ведь эта идея относится не столько к педагогике, сколько находится в области вероучения.

В своих работах Соловейчик чаще всего обращался к Пушкину. Ведь когда-то это великий русский писатель и поэт буквально воскресил русскую культуры из руин посредством мощнейшего инструмента – русского языка. Одна из книг Симона Соловейчика называлась «Пушкинские проповеди».

Симон Львович Соловейчик

Значение слова «воспитание»

Значение слова «воспитание» сужено здесь до самых последних пределов – речь идет лишь о том, как появляются первые, глубинные нравственные свойства, без которых нет ни трудового воспитания, ни политического, ни патриотического, ни эстетического – и так далее. Когда мы встречаемся с бездушными, бессердечными, бессовестными людьми, мы обычно спрашиваем: «Откуда? Ну откуда же?!» Попытаемся отыскать самый корень – не бесчеловечности, нет! — корень ЧЕЛОВЕЧНОСТИ отыскать. Нам всем приходится воспитывать друг друга, потому что мы не умеем воспитывать маленьких детей. Педагогика для всех – наука довольно жесткая, как и все науки. Она не предписывает, как жить и каким быть, она даже не прописывает рецептов воспитания: она лишь исследует, при каких обстоятельствах с детьми все будет хорошо, а при каких непременно будут трудности. Так получается – а так нет. Вот все, что может сказать педагогика, но это немало. Дети сильно затрудняют жизнь, с ними никак не управишься, но ведь еще сильнее они помогают нам, причем в главном – помогают человеку управиться с самим собой.

Семья

И разве не все мы посланы в эту жизнь? Не все призваны? Для чего –  призваны? Для чего посланы? Мы спрашиваем: «Что делать, если ребенок…»  – что делать, если ребёнок непослушен, упрям, капризен, медлителен, неряшлив, грубит, плохо учится, ленится, грызет локти, поздно приходит домой, вообще не выходит из дому, не читает, только и делает что сидит над книгой, курит, ворует, обманывает, связался с дурной компанией, не имеет товарищей, жаден, скрытен, скуп, застенчив, необщителен, труслив, несамостоятелен, безвольный, нечуткий, невнимательный, злой? Но ответов на уровне «Что делать, если ребенок…» нет, они живут, эти ответы, в другой сфере –в этической.

Если у нас что-то не получается с детьми, то, может быть, причина в том, что мы не замечаем их?

Мама с детьми

Тогда помочь трудно. Чего мы ждем от детей? Да радости, конечно, чего же еще. Из одних лишь надежд на будущее или из одного только сознания общественного долга мало кто стал бы обзаводиться детьми.

Значение слова «воспитание»

10 «нельзя» для родителей

На главную страницу сайта - Семья и Вера