6 марта в истории. Юрий ЛисянскийВ этот день 6 марта 1837 года ушел из земной жизни Юрий Лисянский. Один из капитанов первого русского кругосветного плавания.

Юрий Лисянский

Есть в истории географии имена, которые привнесли в ее развитие большой вклад, оставшись при этом на вторых ролях. Одной из таких личностей стал капитан Юрий Лисянский. Родившись в Малороссии в семье украинского священника, Лисянский и не подозревал, что станет моряком. Тем более что до 10 лет он совсем не видел моря. Однако так вышло, что юноша попал в Петербургский кадетский корпус, где и познакомился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. Знакомство переросло в дружбу, и когда много лет спустя русский государь Александр I наконец-то подписал предложение Крузенштерна о снаряжении Первой кругосветной экспедиции, тот видел своим помощником только своего старинного друга, зная его, как «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе». Тем более молод был Лисянский только по «пашпорту». На самом деле это был уже опытный моряк. В 15 лет он принял участие в своей первой морской войне со Швецией. А позже он еще несколько лет проходил практику на лучшем в мире флоте, английском. Там ему тоже пришлось повоевать с революционной Францией.

Крузенштерн и Лисянский

И вот, в самом начале XIX века Лисянский подал заявление о переходе в Русско-американскую компанию ради кругосветки.

Служба Лисянского на флоте

«Чтобы служить мне на одном из кораблей начальником. Вести его из Петербурга до русских селений в Америке, а оттуда в Кантон и в Санкт-Петербург… готов служить на море, где только потребуется: описывать и открывать неизвестные места, посещать уже открытые, одним словом, помогать во всем, что соответственно практическим знаниям и способностям поручено будет».

Дело это было желанным для многих. Позднее Крузенштерн писал в мемуарах:

«Если бы принять всех охотников, явившихся с просьбами о назначении их в сие путешествие, то мог бы я укомплектовать многие и большие корабли отборными матросами Российского флота».

Ю.Лисянский

Но с кандидатурой Лисянского Крузенштерн не ошибся. Тот взвалил на себя обязанности по закупке судов и снаряжения, провизии и медикаментов, подготовку моряков. Именно стараниями Лисянского трехгодичная экспедиция состоялась и прошла блестяще.

Первое русское кругосветное плавание

А ведь русский флот находился буквально на заре становления. О чем говорит такой факт, что до этой экспедиции русский вымпел ни разу не пересекал даже экватора. В пути Лисянский возглавил один из двух кораблей, шлюп «Нева». На его борту он составлял писание новых земель, собирал этнографический материал, в частности, очень ценные сведения об острове Пасха и о Гавайях. Он открыл несколько островов, один из которых был назван его именем, осуществил много открытий в области гидрологии, географии, океанографии.

Первое кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского

И, конечно, проявил себя, как уникальный навигатор. Он не только вывел шлюп из жесточайших тропических штормов. На середине пути Лисянский и Крузенштерн узнали, что Россия находится в войне с Францией. Корабли пошли раздельно. И в этой экстремальной ситуации Лисянский принял удивительное решение плыть до союзной Британии без захода в порты. Его «Нева» без остановок прошла порядка 25 тысяч километров. Это было беспримерное не только для русского флота, но и для любого другого парусного флота эпохи. Причем шлюп Лисянского первым вернулся из кругосветного путешествия на Родину, в Кронштадт.

Правда, в России Лисянского ждало разочарование. Он попал в тень инициатора экспедиции Крузенштерна. Адмиралтейство и вовсе отказалось публиковать его отчет. Будучи же скромным человеком, Лисянский решил «отойти в сторону». Лучшим подарком для капитана стала золотая шпага, подаренная ему офицерами и матросами со шлюпа «Нева» с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева». Вскоре он ушел в отставку.

Шлюп «Нева» в гавани Святого Павла на острове Кадьяк

6 марта в истории. Юрий Лисянский

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера