В неделю преподобного Иоанна Лествичника

С Воскресным днем, дорогие братия и сестры!

Над Московским Кремлем высится грандиозная колокольня Ивана Великого. Она находится над церковью святого Иоанна Лествичника. Этот второй кремлевский белокаменный храм был основан Иваном Калитой и освящен в 1329 году. В те времена колокольня над храм святого Иоанна Лествичника считалась самой большой колокольней в Москве и на Руси.

Как и для этой колокольни, так и для миллиардов людей на планете, Иоанн Лествичник стал основанием их пути к Богу.

Лествица

Почти пятнадцать веков назад святой Иоанн написал инструкцию восхождения на небо. Она так и называется «Лествица» или «Лестница».

Святой Иоанн Лествичник был игуменом монастыря на Синае. Там он и оставил монахам и всему миру эту книгу, в которой тридцать глав, тридцать ступеней.

Святой Иоанн Лествичник

Он начинает путь свой от земли и восходит на небо. Но пройти по этой  лестнице нам надо будем самим. Мы сами будем подниматься по этой лестнице, ступенька за ступенькой. Немало слез прольем при чтении этой книги. Ведь оказывается все те сокровенные тайны, что есть у человека, описаны в этой книге.

Святой Иоанн Лествичник прошел очень серьезный путь борьбы с духами злобы поднебесной. И в этой борьбе он не просто победил, он описал опыт этой борьбы. Этот опыт предстоит совершить и нам в своей жизни. Но Иоанн Лествичник показал, как же нам победить. Поэтому не нужно бояться, что эта книга про нас, будем радоваться, что в книге про нас есть пути изменения нашей жизни.

Что нам нужно знать, находясь у подножия лестницы на небо?

Отвечая на этот вопрос, протоиерей Игорь Фомин говорит следующее:

– На этот вопрос не ответит никто. Только Сердцеведец Господь знает, пройдет человек или нет. Мы должны иметь благое намерение на то, чтобы двинуться в этот путь. Силы появятся во время, по мере восхождения на каждую ступень. Но сейчас мы должны знать, Бог не просто ждет нас в конце этих ступеней, Он ждет нас на каждой ступени. И когда мы будем подниматься, то будем ощущать, что руку подает нам Господь. А мы должны за Его руку схватиться и сделать шаг. Но шаг сделать должны мы.

Лествица

Первая ступень Лествицы – об отречении от мирского жития

Едва заметное место на западном берегу реки Иордан, арабская деревня Бейт-Эль, стало точкой, в которой небо стало ближе всего к земле. Почти четыре тысячи лет назад в этом местечке у колодца уснул ветхозаветный патриарх Иаков и увидел лестницу.

Лестница Иакова соединяет землю, человека с небом. Восходящие и нисходящие ангелы символизирует нравственные – внешние, и духовные – внутренние, добродетели. Небо приближается к земле, когда мы совершаем духовные добродетели: молитва, незлобие и т.д. Нравственные добродетели, когда добрые дела проявляются вовне, в каких-то внешних поступках – тогда земля приближается к небу. Это и есть прообраз самого Христа, который искупил человека и приблизил его к Царствию Небесному.

А ещё в образе лестницы есть образ Божьей Матери. Через Неё Бог становится человеком и воплощается здесь, на земле, берет на себя грехи, чтобы дать возможность человеку опять войти в Царствие Небесное.

Ровно по этой лестницы пройти на небо зовет святой Иоанн Лествичник. «Сию, думаю, лествицу видел и Иаков, запинатель страстей, когда покоился на подвижническом ложе»… «Приходящие к сему подвигу должны всего отречься, все презирать, всему посмеяться, все отвергнуть, чтобы положить им твердое основание».

Сон Иакова

Дорогу осилит идущий и не сомневающийся

Когда Иаков видел восходящих от земли на небо, его видение обозначило некий образ человека, восходящего в своей духовно жизни по тем ступеням, которые ведут его в Небесное Царство. И этот образ преподобный Иоанн использовал для того, чтобы побудить своих учеников и их последователей отрываться от земли и восходить по этой невидимой, но совершенно реальной лествице в чертоги Небесного Отца.

Почти первые слова лествицы о том, что христианином является тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу: словами, делами, помышлениями. Возможно, поэтому первая ступень лествицы так подражает первому шагу в общественном служении Христа.

На первой ступени лествицы преподобный Иоанн Лествичник призывает отречься от мира. Вот и Спаситель прежде чем выйти на служение ушел от мира на гору Искушений, где постился сорок дней.

Христос на горе

В этом явно прослеживается параллель с сорока днями и сорока ночами пребывания пророка Моисея на горе Хорив, когда он получал заповеди. Как Моисей вывел людей из египетского рабства, так Спаситель выводит людей из рабства греховного, из рабства смерти.

Сорок дней Великого поста установлены не просто так. Сорок лет водил Моисей людей по пустыне, сорок дней постился и сам Господь. Это некий период очищения. Когда в нашем сердце поселится Христос, то и наше каменное сердце станет замечательным, духовным домом Божиим.

Проводником на этом пути очищения нам может быть только Христос. Нам предстоит пережить все то же, что пережил Христос. И на этой первой ступени отречения от мира нас, как и Христа в пустыне, ждут искушения.

Диавол ничего нового не придумывает, так как не имеет того творческого начала, что есть в Боге и человеке. Как несколько тысяч лет  назад нашим прародителям он предложил без труда завладеть всем (возьми яблочко, будешь как бог), так и до сих пор искуситель предлагает человеку таблетку, решающую все проблемы и не требующую от человека никаких усилий.

Искушение Христа

Как жить в миру и отречься от него?

Протоиерей Игорь Фомин ссылаясь на текст Лествицы дает такой ответ: «Надо быть всегда недовольным собой. Человек недовольным собой начинает себя изменять. Лествица – это книга о изменении себя. Не надо бояться изменять себя. Измени себя, и вокруг тебя спасутся тысячи. То есть вторым планом идет изменение окружающего. Если ты в свое сердце впустишь любовь, то увидишь вокруг тебя прекрасных людецй. Если в своем сердце будешь стяжать добродетель, то увидишь, сколько вокруг страдающих, несчастных, бедных людей вокруг. Если ты впустишь в свое сердце какую-либо иную добродетель, обязательно придут те, кто нуждается в ней.

Подобное притягивается к подобному. Можно остаться в миру и ничего в себе не поменять. А можно измениться, и мир измениться под тебя».

Лествица святого Иоанна Лествичника

«Суета, сует», сказал Екклесиаст. Чем бы мы не занимались: послушание отцу, забота о семье, о своем личном внутреннем мире и много других аспектов, – всё должно быть подчинено высшей цели, а не сиюминутным материальным выгодам.

Любовь – это самое главное, что должно двигать нами. Главное –  наше отношение к миру. Можно есть для насыщения, для подпитки своих физических сил, а можно услаждаться изысканными блюдами, есть до пресыщения, предаваясь гортанобесию. Можно смотреть на свои часы как на драгоценность, а можно – просто с целью узнать время. Разное отношение.

Поэтому оставаться в мире и не быть к нему причастным возможно, это даже не искусство, это просто жажда чего-то вышнего, большего.

В неделю преподобного Иоанна Лествичника

В неделю преподобного Иоанна Лествичника

4-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера