Преподобная Мария Египетская

Мир Вам, дорогие братия и сестры!

В течение Великого поста преподобная Мария Египетская вспоминается несколько раз. В среду недели преподобного Иоанна Лествичника, когда обычно в среду вечером совершается утреня Четвертка Великого канона с пением Великого канона прп. Андрея Критского и читается Житие прп. Марии Египетской. А также преподобная вспоминается и в последнее воскресенье Великого поста.

Церковь не просто так вспоминает эту святую Великим постом. Почему воспоминание о Марии Египетской связано с постом, и почему всем нам эта святая столь близка, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев.

Блуд мучает человека до момента смерти

Всем нам надо с ней подружиться. Потому что нет на свете человека, кому был бы не знаком огонь похоти? Есть ли на земле такой целомудренный, которого никогда не опаляла блудная страсть, и кто из людей не знает по опыту, что это такое?

Мария Египетская

С какого возраста начинает мучить эта блудная страсть? По-разному. Иногда даже с трех-четырех лет. С пяти-шести при помощи компьютера, по крайней мере, можно засорить сознание человеческое и он уже может поработиться каким-то блудным привычкам.

А до каких пор мучает блуд человека? До смерти. Восемьдесят, семьдесят лет – не гарантия, что ты избавишься от этой страсти. В умирающем старике может зажечься эта блудная похоть. Всех касается.

Преподобная Мария Египетская – наш друг

Поэтому преподобная Мария Египетская – наш друг, наш помощник. Нам нужно с ней крепко подружиться, для того чтобы, когда мы будем томиться на медленном огне блудных искушений, мы обращали свой молитвенный взор, или хотя бы вспоминали эту святую, ведь даже память о жизни и её подвиге может нас весьма утешить и помочь нам. Все будут томиться рано или поздно, больше или меньше, будут сопротивляться, бороться, падать, подниматься, страдать, мучиться, во сне и наяву.

Преподобная Мария Египетская. Житие

Я бы хотел обратить ваше внимание на несколько моментов из ее жития. Для меня лично не составляет никакого сомнения, что она спаслась, потому что денег за блуд не брала. Это была такой вариант честной блудницы. Она искренне верила, что блудное наслаждение – самое острое, самое жгучие наслаждение на земле, является смыслом жизни. И она блудила, собирая удовольствия, а не деньги зарабатывала. Там где блудница к удовольствиям добавляет деньги, там спасения почти нет. Потому что на цепи блуда еще накладываются еще и цепи сребролюбия – слишком тяжелые кандалы. Она была не богатая, она была бедная, была веселая, пела, плясала, зарабатывала себе на хлеб руками – пряла, шила, ткала, работала всякую женскую работу. А блудила из чистого удовольствия. 17 лет блудила, как сумасшедшая, как заведенная, не имеющая покоя. Это уму непостижимо, и её абсолютно не мучила совесть. Она не находилась в тех страданиях, в которых находится обычно блудящий человек. Это понятно, когда человек согрешит, напакостит, и ему стыдно на небо смотреть. Ему кажется, что все знают про его грехи. Ему стыдно на улицу показаться. А здесь не было никаких угрызений совести совершенно.

Цельность человека

Она весело жила и рвала цветы удовольствия. До тех пор, пока Божественный промысл не остановил ее у входа в храм. Эта история всем прекрасно известна, пересказывать ее нет нужды. А потом случился совершенный переворот в её сердце и сознании. Насколько она была безудержна и абсолютно цельная в грехе, настолько она была абсолютно цельная в покаяния. Цельность этой натуры человеческой вызывает большое удивление. Есть у нашего поэта Лермонтова такие стихи.

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови».

Святая преподобная Мария Египетская

Человек в пол силы любит, в пол силы грешит, в пол силы кается, в пол силы верит, в пол силы живет. Так на всякий случай. Тебе и мне, и вашему и нашему. Это абсолютно другая категория людей.

Мария была совершенно целая блудница, не было живого места в ней. Оно посвящено одному и тому же. А потом когда начала каяться, не осталось для греха ни одного сантиметра. Абсолютное покаяние, мученичество, голод, жажда, зной, страх, одиночество, бесовские нападения, воспоминания, блудные разжения. Что хочешь там было в этой пустыне. Посиди ка ты один или два дня, ни с кем не разговаривая в пустом месте, даже в своей уютной квартире. Ты начнёшь с ума сходить потихонечку даже при том, что ты находишься в привычном месте, а не под палящем солнцем и не на сырой земле. 17 лет она боролась с грехами, как 17 лет она до этого блудила. А потом 30 лет ее обвивал покой. И она наслаждалась миром, однако даже боялась подумать о том, что было раньше. Чтобы не вернулось к ней то, что ее раньше мучило. Как дикие звери ее помыслы мучили.

Св. прп. Мария Египетская

Борьба с блудом – это борьба с мыслями

Блуд ведь живет не в половых органах, блуд живет в голове, в глазах, в ушах, в сердце, в сознании, в мозгах он живет больше чем во всем остальном. Она говорит, что за один год тело ее высохло и стало к блуду неспособным. Человек не ест, не пьет и на земле спит и солнцем опаляется, что там может с человеком остаться. Посмотрите на голодавших в Ленинграде, на измождённых голодом людей. Что там от блуда осталось? Кости обтянутые кожей. Она тоже такая была. Для блуда в ней все умерло через год, а с помыслами она боролась 17 лет беспрестанно. Тело не работает, в теле ничего не осталось, чтобы согрешить, и нет никого рядом, а мысли терзают человека, и мысли жить человеку не дают.

Понимаете с кем борьба у человека? С мыслями. Попробуй победи. Клин клином вышибают. Нужно заменять злые мысли добрыми мыслями. Нужно в ответ на вражие мысли предлагать молитву, этому всему нужно учиться. Это очень большая наука.

Кому нужно причастие?

Зосима застал ее в пустыне, когда она уже молившаяся поднималась от земли на локоть. Он просил ее помолиться за императора, за церковь, за монахов и она начала молиться. Молилась тихо, слов не разобрать. И он посмотрел, а она на пол метра от земли. И он подумал не бес ли это. А она, видя его мысли, говорит ему: «я не бес, я человек, причем грешный. Я не дух, и духом быть не собираюсь».

Преподобный Зосима и преподобная Мария Египетская

Перекрестивши Иордан шла она как по твердой земли. И для этого человека, которому уже стихия подставляла свою спину – вода ее не топила, которая поднималась на молитве от земли. Этому человеку нужно было еще причаститься.

Кому нужно причастие? Грешникам чтобы грехи простились. «…во оставление грехов». Есть у нас грехи, мы хотим, чтобы у нас их не было? Хотим – «примите ядите…». А святой человек, он тоже должен причащаться. Даже если он на молитве поднимается от земли, даже если он, перекрестивши воду, идет по ней как по твердому асфальту. Даже если весь мир его слушается, даже если лев прибегает из пустыни, чтобы похоронить ее. Внимательно слушал ее Господь, ее молитвы, ангелы ей служили, и вся вселенная ей покорилась, и все таки ей необходимо было причаститься. И Зосима пришел в пустыню, чтобы принести Святые Тайны.

Мария Египетская идет через Иордан

Мы святы по причастности Богу

Причащаться нужно и грешнику, и святому. И я даже не знаю, кому больше нужно причащаться? С одной стороны мы думаем: я грешник, я не буду часто причащаться; и другой думает, я такой святой мне не нужно часто причащаться. Надо причащаться и грешнику, и святому. Чем больше грехов, тем больше беги к Источнику спасения. «Берите Воду Мою и пейте даром» говорит Господь. А если ты сильно святой, то ты имей ввиду, что святые без Христа святыми быть не могут. Наша святость по причастию. Бог свят по естеству, а мы святы по причастности Богу.

Получили Святые Дары, и каждый святой. «Святые и возлюбленный…», говорит апостол Павел. Братия сестры, вы были не понятно кем, теперь вы святы. Но мы святы, потому что причастились этой Святыни, этой Благости. И праведнику, и грешнику нужно причастие.

Преподобная Мария Египетская и преподобный Зосима

Преподобная Мария Египетская

Преподобная Мария Египетская

5-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера