Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!
Последний день попразднства Пасхи называется Отданием Пасхи. В этот день мы с вами прощаемся с пасхальными песнопениями и приветствиями до следующего года. В этот день Церковь предлагает нам приобщиться к той пасхальной радости, которую мы испытывали в день Светлого Христова Воскресения. Богослужение на Отдание Пасхи служится пасхальным чином. Мы вновь вспоминаем победу Христа над смертью и то, что все мы воскреснем после смерти.
В этот день в храме, воспевая Светлую Христову Пасху, мы приуготовляем себя к празднику Вознесения Господня.
Отдание Праздника – это не только некоторое обновление и воспоминание праздника, это и некое соизмерение своей нынешней жизни сложившейся в этом празднике.
Пасха в печати нашего сердца
Часто мы спрашиваем друг у друга и нас спрашивают: «Как встретили праздник?» Если более глубоко задуматься над этим вопросом, то можно понять его глубинный смысл: не только во внешних торжествах, связанных с этим праздником, но, прежде всего, в нашем сердечном участии, и отношении к нему. Как праздник вошел в твою жизнь, чем он её наполнил? Что ты выносишь из этого праздника и оставляешь теперь уже навсегда в печати своей памяти и своего сердца?
Отдание Пасхи Господней – это воспоминание праздника Светлого Христова Воскресения, в которое каждый из нас вошел в светлую пасхальную ночь. И не только воспоминание, но и соразмерение своей собственной жизни с этим праздником: как же эта пасхальная радость укоренилась в наших сердцах, как эта пасхальная радость изменила наши поступки в жизни, что эта пасхальная радость принесла нам в наш каждый день, какой новый духовный опыт мы приобрели в дни светлой христовой Пасхи. Вот об этом сегодняшний день.
Отдание праздника Пасхи – это не только кажущееся внешнее завершение, это начавшееся внутреннее делание. Поэтому не случайно мы говорим, что перекладываем свою жизнь через опыт Пасхи к следующему году. Это неравнозначно тому, что мы будем пассивно ожидать следующей Пасхи. А означает, что наступающий год до следующий Пасхи Христовой проведем так, как если бы совершили сеяние, собрали с этого сеяния урожай. Но, не просто проедая этот урожай, но ещё откладывая самое лучшее как семя для будущего года, которое вновь будет всеяно в наши сердца и души.
Отдание Пасхи – это новое сеяние, которое мы совершаем посредством нашей собственной веры и приобретенного опыта духовной жизни, в котором и молитва, и пост, и прощение, и умение находить общий язык, и переживать и умение переносить скорби и испытания. И умение помогать другим в жизни, не только собственным примером, но и поступками по отношению к другим людям, которые мы наполняем любовью, состраданием, милосердием искренней настоящей дружбы.
И совершая христосование в день Отдания Пасхи Господней, мы как бы вспахивая свое сердце, в самую глубь своего сердца всеваем надежду пасхальной радости так, чтобы она пустила в нас корень и принесла сторичный плод.
Будем же предстоящей год жить силой и благодатью пасхальной жизни. Не только словами, но весельем своей жизни, свободной от греха, продолжать Пасху Господню теперь уже в делах и поступках, соразмеряя всю нашу жизнь со светоносным гробом, из которого воссияла Пасха, из которого воскрес Христос.
И в преддверии дня Вознесения Господня хотелось бы всем пожелать, чтобы Божественное благословение Восставшего из мертвых и Указавшего нам движение в небо, в наше Небесное Отчество, чтобы радость пасхи и созерцание Вознесение Господня наполняло нашу собственную жизнь надеждой и верой, которая никогда не колебалась бы от разных внешних изменение, совершать нашу жизнь в плодотворной деятельной любви во Христе.
«Смерть-то Христос победил»
Эта истина дает верующему человеку незыблемое спокойствие и непрекращающуюся радость. И когда человек, метущейся на земле в поисках счастья всем свои сердцем приходит к осознанию этой правды, то никакое земное горе становится не способным омрачить его душу, потушить огонь жизни в его сердце.
К священнику часто приходят люди, ищущие утешения в скорбях, постигших их в жизни. Протоиерей Александр Авдюгин рассказывает о таком случае из своей священнической практике.
Начало 90-х. В те времена батюшка только начинал свое священническое служение. Поздним вечером раздался звонок в дверь его квартиры. Вся семья в это время спала. Когда батюшка открыл дверь, то увидел перед собой красивую, богато одетую женщину. В коридоре было темно, лицо невозможно было разглядеть.
Женщина вошла в квартиру, села в кресло. «Такой мольбы в глазах я еще не встречал. Это был не взгляд отчаяния и неизбежности, а именно мольба о помощи».
Женщина рассказала священнику, как потеряла единственного сына. Добрый, умный, отзывчивый парнишка, только поступил в институт, всегда радовал родителей своими успехами, внезапно покинул эту жизнь. В её словах не было ни слова о Христе. Она, скорее всего, ничего не знала о молитве, грядущем для каждого воскресении. И было бы очень трудно хоть как-то утешить, помочь этой женщине в её горе. Ведь для нее Бог если и существовал, то лишь как какая-то отвлеченная сущность, разработавшая правила нравственности для реализации которых и создана Церковь.
Отец Александр, стремясь предотвратить неизбежные вопросы: «Что делать? Как жить? За что меня наказал Бог?», ответы на которые она бы не поняла и, по всей видимости, не приняла «бы» их, решил ее прервать и сам задал вопрос.
– Что вы хотите от меня, обыкновенного приходского священника, чем я могу вам помочь? Ответ был столь неожиданно сложен, что лучше бы я дождался вопросов и просьб сам.
– Я хочу, чтобы мой сын вернулся.
Пока я собирался с мыслями, вернее, собирал слова в предложение, чтобы хоть что-то ответить, моя посетительница стала приводить мне примеры воскресения из мертвых. И первым был Лазарь четырехдневный. Не помню, как я успокаивал эту женщину, что говорил и советовал. Да и что я мог ответить, если от меня ждали не утешения, а воскресения?
Прошло больше десяти лет, и Господь даровал мне возможность снова увидеть эту женщину. Она сама позвонила. Представилась. Заставила вспомнить тот давний поздний вечер и попросила у меня несколько книг. Договорились встретиться в субботу, в храме. В храм вошла красивая, сдержанная, со вкусом одетая женщина.
Я ее узнал. Пошел навстречу. Она же, пройдя мимо, подошла к аналою в центре храма, перекрестилась, поцеловала икону, а уж потом с улыбкой повернулась ко мне и, сложив руки «лодочкой» сказала: Благословите, батюшка.
Странно, но мне, уверенному, что вера изменяет человека и знающему, что для Бога все возможно, данное преображение показалось невозможным чудом.
Мы долго беседовали, и перед тем, как она уехала, я все же не удержался и спросил, что дало ей силы пережить горе и прийти к вере?
– Вы знаете, батюшка, я ведь просила многих воскресить моего сына, к кому только не ездила, а потом, прочитала все Евангелие, до конца и поняла, что ведь мы все воскреснем, и наша встреча обязательно будет. Смерть-то Христос победил. И это меня успокоило. Вот такое жизненное богословие для нас, живущих здесь и сейчас.