Кнутом и пряникомЗдравствуйте, дорогие родители!

Столетиями в системе общественного воспитания и в семейной педагогике используется практика «кнута и пряника» – поощрения и наказания. Принципы действия наказания и поощрения совершенно разные. Наказанием можно остановить человека от каких-либо действий. А поощрение стимулирует человека к совершению позитивных действий. И очень часто поощрение может гораздо более эффективно действовать на человека, нежели наказание, которое всегда вызывает негативную реакцию.

Позитивное воспитание

Стоит отметить, что педагогика Ветхого Завета имела действительно больше запретительный характер. Христианская же педагогика открывается совершенно в другом ключе – скорее позитивном, побуждающем к действию:
«Возлюби Господа всем сердцем твоим, всем помышлением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Проповедь Христа

А что качается детей, то поощрение им необходимо гораздо больше, чем взрослому, буквально как воздух. Когда поощряют его положительные действия, то ему и дальше хочется следовать в этом направлении, так закрепляют правильное поведение.

Если же говорить о наказании ребенка, то оно должно быть очень грамотно выстроено. Так как наказанием можно вызвать у человека озлобление, причем не только против того человека, который наказал, но и, что самое страшное, озлобление против всей той социальной категории лиц, к которым может это относиться. Допустим, родители баловали, а бабушка сурово наказывала, и человек, когда вырастет или даже когда еще не вырос, может возненавидеть всех людей старшего возраста, что весьма печально может сказаться на его жизни и на жизни окружающих. Точно так же это может быть воспроизведено в школе. Допустим, родители относятся очень положительно к ребенку, часто его поощряют даже за небольшие успехи, которые он подлинно имеет, а когда он приходит в школу, то учитель ребенка не поощряет. И от этого у ребенка может возникнуть негативное отношение к школе, к процессу обучения, что потом бывает очень трудно исправить.

Грустный ребенок

Воспитание по гендерной линии

Личные отношения между отцом и сыном, матерью и дочерью должны быть выстроены педагогически очень грамотно. Особенно, что касается наказаний. Например, если отец грубо относится к дочери, то это может оказать отрицательное влияние на её будущие семейные отношения. Эта девочка, повзрослев, будет уже негативно относится ко всем мужчинам. Детские воспоминания очень сильны.

Монахиня София (Ищенко) рассказывает один реальный случай. Девочка росла в неполной семье, с матерью. И так непростая ситуация в детстве ребёнка усугублялась постоянным порицанием и осуждением отца ребёнка со стороны бабушки. Бабушка в присутствии внучки очень часто ругала отца. И уже повзрослев, этой девочке было крайне сложно построить отношения с мужчинами. Во всех она видела только недостатки. Уже в тридцатилетнем возрасте она вышла замуж не по любви и очень страдала. Ведь христианское сердце все равно просит настоящей любви.

Грустная женщина

Море счастья

Ребёнку важно в детстве купаться в счастье. Когда ребёнка в детстве поощряют за каждый добрый поступок, им восхищаются его близкие люди, то вокруг него возникает так необходимая концентрация счастья. Редкие, скупые замечания, сказанные равнодушным тоном не дают достаточного счастья. Ребёнок чувствует недостаток любви. И это не даст ему возможности исполнить завет Господа «Возлюби ближнего, как самого себя». Ребёнок может начать не любить самого себя. И так как ещё не в состоянии проанализировать и понять всей ситуации может думать, что раз его не хвалят, значит не любят, и он плохой. Ребёнок может перестать любить себя самого. А без естественной любви к себе, невозможно проявить любовь к ближнему.

Все наши педагогические концепции теснейшим образом связаны с законами Божиими. Любовь – выражение радости от успеха ребенка, это выражение теплоты, нежности, это поощрение. И оно, как Божия роса, дает человеку возможность роста.

Мама и дочь

Игнорирование

А игнорирование, которое может выражаться в равнодушии, недооценке ребёнка как личности, лишает ребёнка необходимого ему полноценного общения с родителями. Ситуация может усугубиться, когда оба родителя кидаются зарабатывать деньги. Да, у детей появляется красивая одежда, компьютеры и прочее. Но за гонкой всего этого второстепенного семья и дети могут лишиться самого главного – теплого отношения друг с другом. Дети теряют возможность полноценного общения  родителями. Как показывает статистика, среди таких детей очень высок процент суицида. Они чувствуют, что вычеркнуты из семейной жизни, так как родители своим поведением говорят им: «У меня есть моя жизнь, работа, мои личные интересы, но ты в ней не присутствуешь. От тебя я откупаюсь только игрушками, но я тебе не принадлежу. Я не твой, не с тобой и не за тебя!» Ребенок, живя, вроде бы, в благополучной семье, чувствует себя одиноким, ненужным, отверженным, что ни к чему хорошему привести не может.

Старец Паисий Святогорец писал, что дети легко распознают и чувствуют ненастоящее поведение родителей и возможно пронесут эту через всю жизнь: «Лицемерное поведение родителей, каким бы хорошим ни выглядело, не вызывает у детей доверия, потому они не подчиняются им, даже если к ним относятся со всей строгостью. Дети притворяются, что съеживаются от страха, но только потому, что пока не имеют возможности сделать что-либо другое. Когда же они, несколько повзрослев, уже не зависят так сильно от родителей, то начинают с бесстыдством взбрыкивать и обрушивают на отца с матерью всю скопившуюся в душе злость».

Кнутом и пряником

Почему не слушаются дети?

На главную страницу сайта - Семья и Вера