Дорогие братья и сестры, двадцать седьмого сентября мы будем праздновать Воздвижение Животворящего Креста. Он не связан с земной жизнью Христа. События, о которых повествует праздник, произошли спустя несколько столетий после Воскресения Иисуса Христа. Они связаны с обретением Креста, на котором был распят Спаситель. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Господский двунадесятый праздник
Праздник Воздвижения является Господским двунадесятым праздником. Богослужение аналогично богослужению Крестопоклонной Недели и Изнесению честных древ Животворящего Креста Господня. Накануне праздника совершается всенощное бдение. На литургии перед Великим славословием священник облачается в полное облачение фиолетового цвета. Во время Великого славословия Крест выносится на середину храма и ложится на аналой, где он и будет находиться до отдания праздника (четвёртое октября). Во время пения особых стихир, совершается помазание святым елеем.
Церковное предание
Церковное предание гласит о том, что спустя три столетия после Воскресения Иисуса Христа, Крест, на котором Он был казнён, нашли. По еврейским законам того времени, орудие казни клали в гробницу при погребении. Апостолы нарушили эту традицию, положив Крест вместе с крестами распятых разбойников. Это было недалеко от места погребения Сына Божьего. Поиски святыни начались при императоре Константине Великом. Для этого была создана археологическая экспедиция, возглавила которую царица Елена, мать императора.
Люди считали, что проверить подлинность святыни можно только одним способом. Если умерший человек, тело которого положили на Крест, воскреснет, или болящий исцелиться, это и есть искомая святыня. Во время раскопок нашли пещеру Гроба Господня, а недалеко от неё три креста. На одном из найденных крестов произошло чудо – умерший воскрес, а болящая женщина исцелилась. Произошло это примерно в 326 году. Обретённую святыню поделили на две части. Одна осталась в Иерусалиме, вторая отправилась в Константинополь.
Во всех местах, где родился, жил, молился и проповедовал Сын Божий, было построено множество храмов. По повелению Константина Великого, в Иерусалиме был возведён большой и красивый храм, освящённый в честь Воскресения Христа. Храм был настолько величественным и обширным, что включал в себя гробницу Господа и Голгофу. Храм строили почти десять лет, и 13 сентября построенный собор освятили. На следующий день, 14 числа, было установлено празднование Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Упоминание об установлении праздника есть в александрийских хрониках.
История святыни
История святыни во многом окутана тайной, во всяком случае, существует несколько версий. Сведения о части Креста Господня, оставшейся в Иерусалиме, обрываются в 1187 году. По одной из версий, крестоносцы брали её в поход против Саладина.
Судьба той части святыни, которая была отвезена в Константинополь, также не однозначна. По одной из версий, она была украдена и продана венецианцами во время разграбления византийской столицы в 1204 году. Согласно другой версии, часть святыни хранилась в городе до середины XV века, когда турки захватили город.
Есть и ещё одна версия – святыню множество раз делили на части, поэтому частицы Креста можно встретить в разных уголках Европы. Есть она и в России, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иванове. В 2006 году частичку Креста Господня отправили на околоземную орбиту. И теперь Животворящий Крест хранит всю нашу планету.
Возвращение Креста Господня в Иерусалим
В этот праздничный день Православная Церковь вспоминает возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии. После разграбления Иерусалима, персидский царь Хосров II увёз в плен не только святыню, но и патриарха Захирею. Пленение длилось четырнадцать лет. Император Ираклий победил персов и вернул святыню и патриарха.
В Церковном Предании сказано, что вернувшись из Персии, Ираклий шёл к храму Воскресения в царском венце и парадной одежде, в сопровождении патриарха Захария, торжественно неся святыню. У ворот, ведущих на Голгофу, он остановился и не смог продолжить путь. Видя замешательство царя, патриарх объяснил, что ему дорогу преградил Ангел, ведь Господь нёс свой Крест искупления людских грехов уничижённым. И тому, кто несёт обретённую святыню, надлежит быть одетым в иные одежды. Царь внял словам патриарха, переоделся в простую одежду и благополучно продолжил движение.
Народная мудрость и приметы
Праздник Воздвижения был постным. В основном в этот день на столе крестьян стояли блюда из капусты. Вернувшись из храма, люди приступали к своим обыденным делам. Женщины занимались заготовкой капусты на зиму. Это делали на вечёрках, сообща. Обычно, капустные кочаны убирались за три дня до праздника.
Народная мудрость и приметы также были под стать празднеству. Этот день ассоциировался с движением. Не начинали новых дел, чтобы не пошло всё прахом. Строго-настрого запрещалось ходить в лес. Считалось, что в этот день медведь обустраивает своё жилище, и если его побеспокоишь, быть беде. Змеи также в этот день прятались в норы и под корни коряг, готовясь к зимовке. Могла и нечистая сила сбить с пути, если человек оказывался в лесу.
Дорогие братья и сестры, вот и подходит к концу наша беседа об этом удивительном празднике. Воздвижение Животворящего Креста – это действительно движение и перемены, как тонко подметили наши предки. Они происходят не только в природе, но и в нашей душе. Ведь молитва, чтение духовной литературы, благие дела, хоть на капельку, но приближают нас к Царствию Небесному.
Спаситель освободил нас от греха, каждому из нас дал чистый лист, на котором мы пишем свою жизнь. Жаль, что не всегда получается без клякс и помарок, но у нас есть исповедь и причастие, которыми мы снова и снова смываем греховную грязь. С праздником, дорогие братья и сестры! И пусть поможет нам всем Господь, исцелит и защитит силой Животворящего Креста, оградит от бед и скорбей, если есть на то Его Святая Воля.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твоё славим!
Без креста нет никому спасения